КАК ПРАВИЛЬНО «ЧИТАТЬ» ДОРОГУ
Видеть самому и быть видимым другим — в этой краткой формуле заключен важнейший принцип безопасности дорожного движения. Действительно, если вы не видите пешехода, идущего наперерез движению вашего автомобиля, а он в свою очередь смотрит совсем в другую сторону, то ни о какой безопасности не может быть и речи. А ведь подобные ситуации возникают очень часто. В чем же здесь причина?
Органы зрения и механизмы зрительного восприятия у людей практически не изменились за последние несколько тысяч лет, а вот требования к ним возросли многократно. Техническое совершенствование автомобилей за последние годы значительно опередило развитие возможностей человека по управлению ими. Информационная насыщенность современного дорожного движения и высокие скорости автомобилей значительно повышают требования к своевременному и правильному восприятию обстановки. В условиях интенсивного движения у водителя все чаще наступает информационная перегрузка: он начинает пропускать важную информацию, в результате чего принимает неверные решения, приводящие порой к дорожно-транспортному происшествию.
Можно ли считать главной причиной происшествий недостатки зрительных возможностей водителя и напряженность дорожного движения? Нет. И вот почему. В подавляющем большинстве случаев ДТП могло не произойти, если бы водитель правильно использовал свои зрительные способности и не переоценивал их. Для этого он должен управлять автомобилем так, чтобы избежать ситуаций, требующих «чудес» восприятия, т. е. использовать свое зрение наиболее рациональным образом. Многие водители даже не задумываются над тем, правильно ли они наблюдают за дорогой.
Представьте путь движения своего автомобиля как полосу пространства на дороге, равную ширине автомобиля и располагающуюся впереди него. Исследования показали, что опытные водители выдерживают нужное направление движения своего автомобиля, ориентируясь на область дороги вблизи центра пути движения. Центр пути движения представляет собой условную точку, расположенную впереди на пути движения автомобиля, в которой водитель хочет оказаться через определенный промежуток времени. Эта точка становится как бы целью движения в данный момент. Она постоянно передвигается вперед со скоростью движения автомобиля.
При наблюдении за различными элементами дорожно-транспортной обстановки взгляд опытного водителя после фиксации на отдельных объектах или событиях постоянно возвращается в область центра пути движения. Его расположение зависит от условий движения. Обычно он находится посередине полосы движения, если автомобиль движется по прямому участку дороги. При движении по подъему или закруглению дороги центр пути движения располагается в месте, где будет находиться автомобиль, когда закончит прохождение данного участка дороги.
ПРАВИЛО ПЕРВОЕ: выдерживайте траекторию движения своего автомобиля с помощью наблюдения за центром пути движения.
Подтверждением правильности использования центра пути движения как лучшего ориентира для оценки расположения автомобиля на проезжей части являются результаты нескольких специальных исследований, которые были проведены при помощи киносъемки. Полученные результаты показали, что водители, использующие для ориентировки, например, центральную разделительную полосу или правый край дороги, двигаются излишне близко или к центру дороги, или к обочине.
ПРАВИЛО ВТОРОЕ: смотрите как можно дальше вперед. Это поможет вам заранее заметить появившуюся опасность.
Начинающие водители обычно смотрят на дорогу непосредственно перед капотом своего автомобиля, поэтому почти ничего не видят впереди. Нужно с самого начала заставлять себя «отрывать» взгляд от дороги перед капотом и переводить его дальше вперед. Так, чтобы перед возникновением опасности вовремя ее увидеть и успеть, если надо, остановить автомобиль. Это значит, что смотреть надо на расстояние, превышающее остановочный путь вашего автомобиля. Ведь вам нужно: успеть заметить появившуюся опасность, оценить ее степень, решить, что делать, и реализовать свое решение.
Определим более точно расстояние опережающего наблюдения. При движении за городом рекомендуем вам смотреть вперед на расстояние, которое вы пройдете за 12 с, двигаясь с данной скоростью.
Возможно, такой способ измерения для вас несколько непривычен, но, научившись им пользоваться, вы сможете точно определять расстояние, правильно наблюдать, контролировать дистанцию. Этот способ значительно точнее, чем измерение расстояния в метрах, ведь при этом нужно учитывать еще и скорость, а она постоянно меняется. Итак, учимся определять расстояние в секундах. Для этого замечаем какой-нибудь неподвижный объект в области, где располагается наш взгляд (например, столб, стоящий автомобиль, линия разметки и т. д.), и начинаем считать: одна тысяча один, одна тысяча два и так далее до одной тысячи двенадцати. Получим 12 с. Если вы доехали до объекта, не досчитав до одной тысячи двенадцати, то при следующей попытке надо перевести взгляд еще дальше вперед.
12 секунд — это то время, которое необходимо для обнаружения и оценки характера опасности и принятия решения до того, как опасный объект окажется на расстоянии, меньшем, чем тормозной путь вашего автомобиля.
Для торможения автомобиля до полной остановки в нормальных условиях при скоростях более 60 км/ч требуется время свыше 3 с. При ухудшении дорожных или атмосферных условий время полного торможения автомобиля может увеличиться вдвое. После вычитания из 12 с «времени неприкосновенного запаса», требуемого водителю для полного торможения (примем его равным 4 с), остается 8 с. Но ведь объект опасности может двигаться навстречу вашему автомобилю. Допустим, что он движется со скоростью, ровной вашей. Тогда на восприятие, оценку и принятие решения остается 4 с. Это тот минимум, который обычно стараются иметь в запасе опытные водители.
ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ: активно наблюдайте за изменениями обстановки не только на проезжей части дороги, но и на прилегающей территории.
Основная цель наблюдения — поиск опасностей. Поэтому ваши глаза должны быть активны, т. е. находиться постоянно в движении. Они как бы «ощупывают» окружающую обстановку.
Наблюдение следует вести не только за проезжей частью дороги, но и за прилегающей территорией. Это позволит вам заранее увидеть пешеходов, собирающихся переходить дорогу, а также транспортные средства, выезжающие с примыкающих дорог.
Четкое восприятие возможно только при использовании центрального зрения. Область центрального зрения ограничивается конусом с углом в 30 в горизонтальной плоскости. Однако острота зрения достаточно хороша в пределах 10 — 150. В вертикальной плоскости эти углы в 2 раза меньше. Объекты, не попавшие в поле центрального зрения, могут быть обнаружены при помощи бокового зрения, которое, правда, не дает четкого восприятия их формы и деталей, однако позволяет быстро обнаружить движущийся объект.
ПРАВИЛО ЧЕТВЕРТОЕ: не задерживайте свой взгляд длительное время на одном объекте.
Наиболее распространенная ошибка при наблюдении дорожной обстановки — это длительная концентрация внимания (рассматривание) на объектах, не представляющих особой важности с точки зрения безопасности (номерные знаки автомобилей, внешность водителей, пассажиров и т. п.). Из-за этого водитель не успевает осмотреть всю обстановку и часто только пробегает ее глазами, Ведь движение глаз требует времени. Например, для перевода и фиксации взгляда из крайнего правого положения в крайнее левое требуется около 1 с. Ночью, а также при искусственном освещении это время увеличивается. За это время автомобиль при скорости 60 км/ч пройдет около 17 м. Эти несложные расчеты показывают, что, рассматривая второстепенные объекты, вы рискуете не заметить главные (или наиболее опасные).
Для того чтобы избежать таких ошибок, используйте центральное зрение только для рассматривания важных с точки зрения безопасности движения объектов. Но и на этих объектах не следует слишком долго концентрировать внимание, иначе вы рискуете пропустить внезапно появившуюся в другом месте опасность.
Довольно много ДТП происходит из-за того, что водитель не увидел движущееся сзади транспортное средство. Причина — в неумении правильно пользоваться зеркалами заднего вида и объединять в целостное представление то, что вы видите впереди своего автомобиля, с тем, что увидели в зеркале заднего вида.
Наблюдать за обстановкой сзади надо несколько раз в минуту с помощью быстрых взглядов в зеркало заднего вида. При этом необходимо обращать внимание на следующее:
— не слишком ли мала дистанция до транспортного средства, движущегося за вами;
— нет ли транспортных средств, водители которых начинают обгон вашего автомобиля;
— нет ли транспортных средств, догоняющих вас на большой скорости.
Не рекомендуется смотреть в зеркало заднего вида слишком долго, особенно если вы движетесь за лидирующим автомобилем, ведь он может неожиданно и резко затормозить. Взгляд в зеркало заднего вида должен быть быстрым.
Всегда проверяйте обстановку сзади и сбоку перед началом движения или перестроением: не создаете ли вы своим маневром помех для движения других участников ситуации? Наблюдать за обстановкой сбоку надо с помощью бокового зеркала и поворота головы. Особое внимание обращайте на присутствие транспортных средств в зоне ограниченной видимости.
Перед торможением всегда проконтролируйте обстановку сзади через зеркало заднего вида. Особенно это важно в следующих случаях:
— вы снижаете скорость, увидев на дороге опасность, которая может быть не видна водителю автомобиля, следующего за вами. Например, вы поворачиваете за угол дома и видите автомобиль, стоящий на полосе вашего движения;
— вы собираетесь свернуть на примыкающую дорогу или во двор;
— вы останавливаетесь, чтобы заехать на стоянку.
ПРАВИЛО ПЯТОЕ: постоянно наблюдайте за обстановкой сзади и сбоку своего автомобиля.
Это позволит иметь вам целостное представление о том, что происходит вокруг вас. Особенно важно знать о присутствии, направлении и скорости движения всех участников, находящихся рядом. Хотя они в данный момент и не пересекают путь вашего движения, но могут это сделать.
ПРАВИЛО ШЕСТОЕ: перед перестроением, поворотом или выездом на главную дорогу заранее убедитесь, что место, которое вы хотите занять, свободно.
Наблюдая за автомобилем, движущимся по дороге или полосе, на которую вы хотите выехать, вы можете не заметить, что движущийся впереди вас автомобиль остановился, и наехать на него при повороте. Эту распространенную ошибку часто совершают водители-новички, еще не научившиеся быстро «вертеть головой», особенно в подобных ситуациях.
ПРАВИЛО СЕДЬМОЕ: чем больше ваша скорость, тем «шире» должен быть ваш взгляд.
При увеличении скорости движения видимая область обстановки впереди уменьшается. Поэтому на больших скоростях ваш взгляд должен быть более подвижным. Не концентрируйте его в одной точке. Контролируйте обстановку сбоку автомобиля.