Вождение в сложных условиях • contestfr.ru

Вождение в сложных условиях

     Мы уже рассматривали навыки управления автомобилем в нормальных погодных условиях. Теперь к вашим знаниям и навыкам добавятся новые, необходимые в тех условиях, которые мы называем сложными.

      Итак, вы будете знать (и, надеемся, уметь), как безопасно управлять автомобилем не только в солнечные ясные дни, но и в дождь, снег, туман, ночью и т. д.

 НЕДОСТАТОЧНОЕ СЦЕПЛЕНИЕ КОЛЕС С ДОРОГОЙ

     Около 1/3 всех дорожно-транспортных происшествий происходит на мокрых, обледенелых или заснеженных дорогах. Такие дороги имеют ухудшенные условия сцепления. Это значит, что увеличивается вероятность проскальзывания колес по поверхности дороги, а также их увод в сторону. В этих условиях автомобиль часто становится неуправляемым.

1. Избегайте участки, имеющие масляные и нефтяные пятна.

        Ясно, что таких ситуаций надо по возможности избегать (стараясь объехать опасные участки) либо пользоваться особыми приемами управления автомобилем.
        Рассмотрим виды опасных участков.

       Замасленная или покрытая свежими вяжущими материалами (например, только что положенный асфальт) дорога — очень скользкая, Изыскивайте любую возможность такой участок объехать. В жаркую погоду масляное пятно на дороге хорошо видно, объезжайте его.

2. Не въезжайте в  глубокие лужи.

     Лужа может быть глубиной и 1 см, и 1 м. Сразу составить представление о глубине невозможно, для этого надо все-таки заехать в воду. Но тогда… может быть уже поздно.

     Поэтому старайтесь объезжать участки дороги, скрытые водой. Под водой могут прятаться разные опасности. К тому же после проезда глубокой лужи могут намокнуть тормозные колодки и отказать тормоза, может заглохнуть двигатель и т. д.

3. Двигайтесь по колее.

      Если вы четко различаете колею, проложенную другими транспортными средствами, двигайтесь по ней. В колее сцепление шин с дорогой лучше.

       На полосах с более интенсивным движением транспорта лед быстрее тает, поэтому движение по таким полосам безопаснее, чем там, где автомобилей мало и, следовательно, ледовая корка на поверхности дороги дольше сохраняется.

4. Когда дорога покрыта тающим льдом, избегайте двигаться по полосам с не интенсивным движением.

      Нужно также опасаться участков с нерастаявшим льдом, встречающихся в тени деревьев или зданий. Учтите, что лед на таких закрытых от солнца участках тает медленнее, а ближе к вечеру быстрее замерзает снова, даже если в течение дня чуть оттаял.

       Будьте особенно внимательны, приближаясь к мостам или путепроводам. Там ледяная корка на дороге появляется раньше, чем повсюду, а исчезает позже. В этих зонах повышенной опасности избегайте резких движений рулевым колесом, а также резких нажатий педалей «газа» и тормоза.

5. Без особой необходимости не обгоняйте.

     Смена полосы движения на скользкой дороге — далеко не самая лучшая мысль из тех, что приходят в голову водителям. Поэтому лучше оставайтесь на своей полосе. Даже простая смена полосы на скользкой дороге грозит неприятностями, а обгон тем более. Этот маневр опасен и в хороших дорожных условиях, а при плохом сцеплении становится крайне рискованным.

6. Остерегайтесь снежных, песчаных заносов и мокрых листьев.

     Объезжайте песчаные и снежные заносы, грязь или опавшие листья, Мокрые листья делают поверхность дороги скользкой, как лед. Если вы, скажем, попытаетесь затормозить на дороге, покрытой мокрыми листьями, то почти наверняка потеряете контроль над автомобилем.
      Если вам требуется остановка, ищите на дороге место, свободное от перечисленных выше опасностей: льда, снега, листьев, песка. Если таких участков нет, скажем, при движении зимой по загородной дороге, предпочтительнее всего будет остановиться на сухом укатанном снегу. Если там часто останавливались и до вас, снег может быть «отполирован» до состояния льда. Остерегайтесь этого. И остановка, и дальнейшее троганье с этого места будут очень трудными.
      Не останавливайтесь в ухудшенных условиях движения на подъемах. Остановитесь лучше до начала подъема или за ним. Помните о том, что троганье на подъеме в условиях плохого сцепления — дело трудное и опасное.

      Если подъемам и спускам нет конца, останавливайтесь лучше на спуске. Трогаться вам будет легче.

УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕМ НА СКОЛЬЗКОЙ ДОРОГЕ

СОВЕТЫ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ДВИЖЕНИЯ ПО СКОЛЬЗКОЙ ДОРОГЕ
— Выровняйте передние колеса.
— Плавно нажмите педаль «газа».
— Удерживайте педаль акселератора некоторое время в одном положении.
— На обледенелой дороге можно что-нибудь подложить под ведущие колеса для облегчения троганья.
— Трогайтесь медленно.
СОВЕТЫ ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО СКОЛЬЗКОЙ ДОРОГЕ
— Двигайтесь с пониженной скоростью, увеличив запас безопасности со всех сторон вашего автомобиля. Больший запас безопасности необходим в связи с тем, что на такой дороге вам нужно значительно больше места, чтобы успеть остановиться. Ранее мы говорили о необходимости соблюдения двухсекундной дистанции по отношению к лидеру. Но это относится к нормальным дорожным условиям, сухому покрытию. А если идет дождь1 Чтобы быть в безопасности, удвойте дистанцию. В снег — еще раз удвойте, так что теперь получится 8 с. На обледенелой дороге, где самый длинный тормозной путь, удвойте дистанцию еще разполучится 16 с.
— Старайтесь сохранять скорость постоянной, пользуйтесь педалью «газа» очень осторожно, плавно, мягко. Никаких лишних движений. Снижайте скорость перед поворотами и перекрестками заблаговременно. Перекрестки, когда дорога скользкая, особенно опасны по двум причинам: существует угроза столкновения с другими транспортными средствами, водители которых, двигаясь по пересекаемому направлению, не рассчитали скорость и не справились с управлением; покрытие вблизи перекрестка может быть особенно скользким из-за постоянного торможения автомобилей.
— На подъеме поддерживайте скорость постоянной. Нужно заблаговременно выбрать соответствующую передачу и скорость, чтобы не менять их на самом подъеме.
— Проезжайте опасный участок (лед, мокрые листья, масло и т. п.), поддерживая скорость постоянной.
— Снижение скорости на скользком покрытии необходимо, даже если проезжая часть посыпана песком. Дороги могут быть посыпаны неравномерно.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ ПО СКОЛЬЗКОЙ ДОРОГЕ
— Снижайте скорость.
— Увеличивайте дистанцию и боковой интервал по отношению к другим транспортным средствам.
— Выполняйте все действия плавно, не делайте никаких резких движений.
Поясним эти правила:
— замедляйте движение как можно более плавно, особенно при приближении к перекресткам и поворотам;
— по возможности старайтесь заранее выявлять на дороге опасные участки (укатанный снег, лед и т. п.), с тем чтобы успеть заблаговременно снизить скорость;
 — чтобы иметь возможность плавно замедлять движение, поддерживайте безопасную дистанцию по отношению к движущемуся впереди автомобилю;
— если заблаговременно заметите масляное или грязное пятно на дороге и будет возможность его объехать, сделайте это. Если такой возможности нет, заранее уменьшите скорость, чтобы затем на опасном участке сохранять ее постоянной;
— особая опасность — вода на поверхности льда: существует большая вероятность заноса автомобиля. Поэтому двигаться надо чрезвычайно плавно и осторожно — никаких резких движений;
— если вы движетесь по скользкой дороге и вам необходимо остановиться, отнеситесь к выбору места остановки ответственно и серьезно. Выбирайте это место заблаговременно, старайтесь найти наименее скользкий участок;
— если возникла критическая ситуация, не применяйте резкого торможения: это приведет к обратному эффекту, т. е. заносу и полной потере контроля над автомобилем. Тормозите прерывистым способом и старайтесь съехать с проезжей части, если есть такая возможность (например, в сугроб у дороги, он поможет вам остановиться и в то же время покинуть опасную зону). Лучше въехать в мягкий сугроб, чем столкнуться на проезжей части с встречным автомобилем.
      На скользкой дороге нужно применять особые приемы торможения. Самый эффективный способ торможения, позволяющий сохранить контроль над автомобилем, маневренность и избежать блокировки колес, — прерывистый, т. е. «нажал — отпустил». При этом необходимые действия рулевым колесом нужно производить на этапе «отпустил», когда колеса свободно вращаются. Таким образом водитель полностью контролирует автомобиль, производит необходимые маневры и в то же время осуществляет торможение.
       Если же вы тормозите резко, с полной блокировкой колес, то сразу же теряете контроль над автомобилем: ведь колеса не вращаются, автомобиль не слушается руля и мчится вперед по инерции, словно сани по скользкой поверхности дороги.
Итак, тормозите, не доводя колеса до полной блокировки, пользуйтесь прерывистым способом торможения и в тот момент, когда вы отпускаете педаль тормоза, осуществляете необходимые действия рулевым колесом. Запомните: «тормоз — руль — тормоз — руль» — самый эффективный метод остановки на скользкой поверхности в сочетании с одновременным уклонением от опасности в критической ситуации.
     При этом остановочный путь но скользком покрытии, как вы помните, значительно увеличивается. Поэтому при торможении всегда надо выбирать такой участок дороги, на котором впереди много свободного места.
       Обобщая наши рекомендации, напоминаем, что любое движение, которое вы делаете на скользкой дороге, должно быть более плавным, выверенным, контролируемым, чем на сухой дороге. Избегайте резких поворотов рулевого колеса, резкого торможения, резкого переключения передач. Плавное, мягкое, равномерное управление автомобилем придаст ему большую устойчивость, снизит вероятность заноса, которая всегда существует на скользком покрытии.
КАК УЛУЧШИТЬ СЦЕПЛЕНИЕ ШИН С ДОРОГОЙ
— Использовать специальные зимние шины с шипами или цепи противоскольжения.
— Дополнительно нагружать ведущие колеса.
— Шины с шипами облегчают троганье с место и остановку на льду или укатанном снегу. Однако им тоже не следует слишком доверять, особенно на поворотах, тем более если они используются только на задних колесах.
— Наилучшее сцепление обеспечивают цепи противоскольжения. При наличии цепей остановочный путь автомобиля на льду значительно уменьшается. Однако цепи требуют особой заботы.
— Всегда нужно удостовериться в том, что цепи надеты и подогнаны правильно. Периодически их надо проверять «на торможение».
— При наличии цепей двигаться надо медленно.
— При движении по дороге без льда или снега цепи нужно снимать. На таком покрытии они не только бесполезны, но и вредны — могут повредить шины и дорожное покрытие.
     Чтобы улучшить тяговые свойства автомобиля на скользкой дороге, можно увеличить нагрузку на ведущие колеса. Делается это так: дополнительный груз, например, песок и лопата (которые у вас должны иметься на случай устранения буксования колес, скажем, в песке, глине), располагается в багажнике над задними колесами (для автомобиля с задними ведущими колесами).
       Однако перегружать автомобиль при езде по скользкой дороге не следует — это только ухудшит сцепление. Да и первый наш совет относится не столько к увеличению нагрузки, сколько к правильному расположению груза в автомобиле. А вот это действительно очень важно. Важно на любой дороге, а на скользкой в особенности. Особенно опасен незакрепленный груз.
ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ НА СКОЛЬЗКОЙ ДОРОГЕ
— Не перегружайте автомобиль. Это не будет способствовать лучшему сцеплению шин с дорогой.
— Не снижайте давление в шинах с целью улучшения сцепления на скользкой дороге. Некоторые водители думают, что снижение давления якобы способствует улучшению сцепления. Это неверно. У вас просто быстро износятся шины.

— Зимние шины с шипами или цепи противоскольжения помогают улучшить сцепление, но они не обеспечивают условий движения, равных таким, которые существуют на сухом покрытии. Поэтому не теряйте полученных за счет таких шин преимуществ, развивая большую скорость.

ДВИЖЕНИЕ ПО ГЛУБОКОМУ СНЕГУ, ПЕСКУ, ГРЯЗИ

     Прежде чем трогаться с места в глубоком снегу, песке, грязи, выполните наши советы, которые облегчат вам троганье с места.
— Если выхлопная труба вашего автомобиля находится в снегу, освободите ее и пространство рядом с ней от снега.
— Освободите от снега или песка все четыре колеса. Если нет лопаты, воспользуйтесь подручными средствами (при движении в таких условиях лопату все-таки лучше иметь под рукой).
— Доска или коврик могут помочь вам «выкарабкаться». Только помните, что с помощью таких подручных средств двигаться надо задним ходом.
ВЫЕЗД ИЗ СНЕГА, ПЕСКА, ГРЯЗИ
— Включите 1-ю или 2-ю передачу.
— Медленно и плавно нажмите педаль «газа», не вращая при этом рулевое колесо.

— Удерживайте передние колеса в положении прямолинейного движения.

ДВИЖЕНИЕ ПО ВОДЕ

      Если вода, заливающая дорогу (сильный дождь), глубже, чем глубина рисунка протектора шин автомобиля, при большой скорости шины могут начать скользить по поверхности воды, не соприкасаясь при этом с дорожным покрытием.
       Это «плавание» автомобиля по воде получило название «аквапланирование». При возникновении этого явления автомобиль становится неуправляемым. Тормозить или действовать рулевым колесом при аквапланировании бесполезно.
        Аквапланирование — явление неприятное, нежелательное и очень опасное.Оно может возникнуть, когда поверх дорожного покрытия находится слой воды толщиной всего в 1 см. Если в лужах, на мокром покрытии дороги четко видно отражение окружающих объектов, значит, существует опасность аквапланирования, т. е. толщина слоя воды достаточна для того, чтобы автомобиль «поплыл».
        Эти признаки должны подсказать вам необходимые действия, а именно: незамедлительное снижение скорости.
       Возникновение аквапланирования зависит от целого ряда условий:
— от скорости движения вашего автомобиля. При скоростях ниже 80 км/ч вероятность возникновения этого явления невелика. Во всяком случае, маловероятно полное аквапланирование, а частичное при определенных условиях может возникнуть и при скоростях ниже 40 км/ч;
— от толщины слоя воды на дороге. Чем глубже вода, тем больше вероятность отрыва колес от поверхности дороги;
— от типа протектора шин, его глубины, от давления в шинах, регулировки колес. Лучший способ избежать аквопланирования — своевременное снижение скорости, медленное движение. Когда вы видите воду на дороге, попытайтесь по возможности вообще в нее не попадать, если возможно — объехать этот участок. Если невозможно — незамедлительно снижайте скорость и проезжайте участок с водой медленно.

        Ну и последнее: следите за шинами. Не допускайте чрезмерного износа, постоянно проверяйте давление: не отступайте от установленной нормы.

 ОГРАНИЧЕННАЯ ВИДИМОСТЬ

       При ограниченной видимости невозможно различить дорогу, другие транспортные средства, пешеходов, дорожные знаки и другие объекты, которые вам необходимо видеть, чтобы безопасно управлять автомобилем.
       Ограниченная видимость может быть связана со следующими факторами: погода (дождь, снег, туман, град, яркое солнце); дорожно-транспортные условия (грузовые автомобили, автобусы и другие крупногабаритные транспортные средства; плохая организация дорожного движения; перекрестки; придорожные участки с ограниченной видимостью; повороты, подъемы, объекты вблизи дороги: кусты, деревья, здания, стоящие транспортные средства и т. д.); ваш автомобиль (наклейки на ветровом или заднем стеклах, грязь на стеклах, безделушки, болтающиеся на зеркале заднего вида, трещины на стекле, занавески но окнах, пассажиры на заднем и переднем сиденьях).
         Ограниченная видимость лишает вас возможности видеть объекты дорожной обстановки на достаточно далеком расстоянии. Вам трудно разобраться в том, что происходит вокруг. Чтобы получить столь необходимую в условиях ограниченной видимости информацию об обстановке на дороге, приходится значительно повысить внимание, что требует большого напряжения.
       В таком же положении находятся в это время и другие участники дорожного движения. И каждый из них (так же, как и вы сами) в любой момент может совершить ошибку. К этому надо быть готовым.
        Предположим, вы движетесь по дороге в плотном транспортном потоке, а впереди вас движется крупногабаритный грузовой автомобиль. Сменить полосу движения вы не можете: слева от вас полоса занята другим транспортом. Справа — обочина. Грузовик закрывает вам обзор, и поэтому вы не можете заранее увидеть дорожные знаки. В итоге вы пропускаете нужный вам знак, пропускаете нужный поворот и вынуждены двигаться до следующего перекрестка.
        Еще пример. Вы целый день движетесь по загородной дороге. Следы от насекомых, пыль, грязь — все это на ветровом стекле вашего автомобиля. Неожиданно на дорогу выбегает собака, вы замечаете ее в последний момент, Чтобы спасти собаку, вы резко поворачиваете на полосу встречного движения. Хорошо, если на встречной полосе никого нет. А если там встречный автомобиль? И все из-за того, что через грязное стекло вы вовремя не увидели животное.
      В условиях недостаточной видимости критические ситуации возникают по нескольким причинам.
       Например, у автомобиля забрызгано грязью ветровое стекло, яркое солнце светит вам в глаза (через грязное стекло ослепление особенно сильно), а впереди движется крупногабаритное транспортное средство, закрывающее видимость, и все это происходит одновременно.
       Статистика аварийности показывает, что в условиях ограниченной видимости вероятность ДТП сильно возрастает.
      Сильный снегопад. Что вы можете видеть вокруг? Тени, контуры, огни. То же самое в тумане. Если туман очень плотный, то, как и в снег или сильный дождь, единственное, что вы в состоянии видеть, — это край дороги (правый) или белую осевую линию, а также габаритные огни, задние противотуманные фонари и сигналы торможения движущегося впереди транспортного средства. В таких условиях водители, конечно же, должны снижать скорость. Но, увы, это делают далеко не все. Специальные исследования показывают, что на загородных дорогах водители не часто снижают скорость в тумане. В результате аварийность возрастает вдвое.
       Во время тумана, снегопада, в других условиях, ограничивающих видимость впереди, снижение скорости просто необходимо для всех участников движения. Иначе начнется «цепная реакция» столкновений с большим количеством участников и жертв. Такой же эффект могут вызвать сильный снег, дождь, песчаная пыльная буря.
       Из сказанного следуют два вывода:
— в условиях ограниченной видимости вы лишены возможности видеть все необходимые объекты дорожной обстановки;
— поскольку вы плохо или совсем не видите, вы не знаете, чего ожидать.
       Как же поступать в таких ситуациях?
      В автомобиле есть специальное оборудование, предназначенное для улучшения условий управления автомобилем при ограниченной видимости. Все автомобили оборудованы щетками стеклоочистителя. Они могут работать быстро или медленно. Наиболее эффективно щетки работают, когда ветровое стекло влажное. Если же стекло недостаточно влажно, щетки размажут грязь и насекомых по стеклу, отчего видимость, конечно, не улучшится.
      «Помогают» щеткам стеклоомыватели. Омывающая жидкость смывает грязь со стекла, а щетки протирают его насухо.
      Фары, сигналы торможения и другие внешние световые приборы помогают вам видеть других, а другим видеть вас.
      Зеркала заднего обзора — предметы особой важности: они дают возможность видеть обстановку сзади. Зеркала должны быть всегда чистыми и правильно отрегулированными.
       Если внутренняя сторона ветрового и других стекол автомобиля запотела (и видимость, соответственно, ухудшена), вам помогут открывающиеся боковые стекла и включение отопителя или кондиционера. Опустив противосолнечные козырьки, вы сможете уменьшить ослепление солнечным светом.
      Вы можете улучшить условия вождения автомобиля, оценив факторы, ограничивающие видимость, и соответственно изменив свое поведение. Если погода явно не благоприятствует езде на автомобиле, снизьте скорость, выбирайте оптимальную позицию на дороге, в крайнем случае съезжайте с дороги, остановитесь и переждите, пока видимость улучшится.
      Когда погода не благоприятствует, для улучшения видимости можно сделать следующее:
— если на ветровом стекле вода, включите стеклоочиститель. Скорость движения щеток отрегулируйте в зависимости от количества воды (или снега), попадающей на стекла;
— если вода замерзает на ветровом стекле, образуя на нем корку льда, и полностью не удаляется щетками, ухудшая вам видимость, включите отопитель, и теплый воздух растопит лед. А затем снова включите стеклоочиститель, который удалит растопленный лед, снег со стекла;
— если на ветровом стекле грязь, песок, брызги, следы от насекомых, вымойте стекло с помощью стеклоомывателя, а затем пусть поработают щетки стеклоочистителя.
Полезные советы
— В холодную погоду заправляйте бачок стеклоомывателя только незамерзающей жидкостью.
— Прежде чем включать стеклоочиститель, убедитесь в том, что на ветровом стекле набралось достаточное количество воды или снега. Иначе щетки будут «скрести» по сухому стеклу и могут его повредить, оставив царапины.
— Когда на ветровом стекле влага, включите отопитель. Причем в холодную погоду включите подачу теплого воздуха, а в сырую, прохладную, туманную погоду включите подачу прохладного воздуха. Можно открыть окна, это тоже поможет высушить стекла. Если стекла сильно запотели, протрите их насухо тряпкой, только не рукой!
      Когда ярко светит солнце, видимость ухудшается. Чтобы защитить свои глаза и улучшить условия видимости, пользуйтесь солнцезащитными (противосолнечными) козырьками или очками.
        Когда видимость ограничена, включите ближний свет фар. Вполне вероятно, что для вас условия видимости и не улучшатся, зато ваш автомобиль будет хорошо видно другим водителям, а это тоже очень важно.
       Что можно сделать для улучшения видимости выбором тактики движения? Снижайте скорость. Двигайтесь так, чтобы была возможность в случае опасности остановиться в пределах вашей видимости. Увеличивайте дистанцию. Помните о том, что в условиях ограниченной видимости вам требуется больше времени и места для осуществления любого маневра и остановки.
       Если видимость настолько ограничена, что вы не в состоянии правильно определить расположение на проезжей части других участников движения, лучше всего не подвергать опасности себя и других, покинуть дорогу, найдя для этого удобное место, и подождать там улучшения условий видимости. Когда остановитесь, не забудьте обозначить себя, включив аварийную сигнализацию.
      С повышенным вниманием наблюдайте за другими участниками движения, их сигналами и перемещением,
      Держите постоянно в поле зрения правый край дороги, тротуар, бордюр, линию разметки (край проезжей части), обочину.
       Выбирайте на дороге такую позицию, чтобы быть на возможно большем расстоянии от транспортных средств, движущихся навстречу, т. е. обеспечьте наибольший боковой интервал.
        Когда видимость ограничена другими транспортными средствами.
— Поддерживайте стекла, а также внешние осветительные приборы автомобиля чистыми.
— Отрегулируйте зеркала заднего вида. Когда движение интенсивное, вам необходимо очень быстро оценивать обстановку как впереди, так и сзади, а при движении нет времени на то, чтобы заниматься регулировкой зеркал.
— Внимательно следите за другими участниками движения. Ищите признаки, указывающие на то, что какое-нибудь крупногабаритное транспортное средство может появиться впереди вас и ограничить вам видимость.
— Избегайте длительного движения за крупногабаритным транспортным средством. Если вам все же приходится ехать за ним — увеличьте дистанцию, чтобы улучшить условия видимости: видеть знаки, светофоры, разметку, перекрестки, встречный транспорт.
— Выбирайте полосу движения так, чтобы обеспечить со всех сторон как можно больший запас безопасности.
      Когда видимость ограничивается из-за вашего автомобиля.
      Уберите все ненужные наклейки, этикетки, занавески с окон. Не располагайте вещи перед задним стеклом: они ограничивают обзор.
       Не ездите с поврежденным ветровым стеклом. Трещины на стекле либо ограничивают видимость, либо искажают картину дорожной обстановки.
        Если щетки стеклоочистителя погнуты или стерты, замените их.
      Если вы намереваетесь управлять автомобилем новой, не знакомой вам модели, уделите время комфортной посадке, знакомству с расположением и удобству доступа к органам управления, а также изучению панели приборов. Если вы будете знакомиться с приборами во время движения, ваше внимание будет отвлекаться от наблюдения за обстановкой на дороге.
      Вождение в темное время суток. Статистика аварийности показывает, что движение ночью гораздо опаснее, чем днем. Количество погибших в ночных происшествиях в два раза больше, чем в светлое время суток.
       Изучив этот раздел, вы получите представление о том, как решать проблемы, возникающие при ночном вождении.
      Имейте в виду следующее: ночью человек видит хуже, чем днем. С возрастом качество ночного зрения ухудшается. Поэтому в преклонном возрасте лучше не злоупотреблять ночными поездками за рулем.
      Предварительная подготовка автомобиля к ночному вождению.
— Проверьте все световые приборы. Перед ночной поездкой, а также и несколько раз во время поездки, особенно, если она длительная, обязательно проверьте, исправны ли фары, сигналы торможения, указатели поворотов, проверьте также, достаточно ли чисты стекла этих приборов. Во время движения на них собирается большое количество пыли, грязи, песка. Поэтому необходимо постоянно следить за их чистотой. Обычно вся эта грязь еще смешивается с продуктами нефтехимии, маслами, находящимися на дороге, поэтому, если не очистить своевременно стекла, видимость ухудшится очень существенно, иногда наполовину.
— Проверьте работу стеклоочистителей. Удостоверьтесь в том, что щетки стеклоочистителей чистые. Если на них скопилась грязь, протрите контактную часть щетки сухой тряпкой. Иначе вместо очистки стекла, щетки его попросту «разрисуют» (а может, и поцарапают), так что видимость ухудшится еще больше.
— Проверьте боковые зеркала и очистите их от грязи.
     Предварительные действия перед ночной поездкой.
— Очень важно хорошо знать расположение всех кнопок включения освещения, чтобы не разыскивать их лихорадочно каждый раз в темноте. Внимательно изучите свой автомобиль и хорошенько запомните, что и как включается!
— Ближним светом фар пользуются в городе, когда едут следом за другими водителями (чтобы не ослепить их через зеркало заднего вида), а также при встречном разъезде.
~ При езде по свободной дороге включайте дальний свет фар.
— Нажмите педаль тормоза, чтобы проверить работу сигналов торможения. Посмотрите в зеркало заднего вида. Если увидите отблеск красного света, значит, все в порядке: красный свет сигналов торможения вашего автомобиля предупредит следующих за вами водителей о том, что вы снижаете скорость. В ночное время такое предупреждение особенно важно, потому что сигналы торможения — это единственный признак, по которому другой водитель может определить, что вы снижаете скорость или останавливаетесь.
— Проверьте исправность указателей поворота.
       Меры, способствующие улучшению качества ночного зрения водителя. 90% принимаемых водителем решений и выполняемых им действий основываются на том, что он видит. Надежность вождения при движении в темноте значительно снижается, так как водитель может видеть и оценивать обстановку только в зоне, ограниченной светом фар. Поэтому ночью совершается больше ошибок. Самые частые — это ошибки оценки расстояний и скоростей, так как ночью у водителя меньше времени для оценки, меньше возможности для маневра, а также меньше времени и возможности для исправления ошибок. При этом время реакции на ночной дороге возрастает.
       Еще раз о том, как улучшить видимость обстановки в темное время.
— Снижайте скорость!
      Главное условие надежности водителя ночью — движение с меньшей скоростью, чем днем. Скорость нужно выбирать так, чтобы в случае необходимости можно было остановить автомобиль в пределах видимости, т. е, остановочный путь не должен превышать расстояние, освещаемое светом фар. Не двигайтесь быстрее, чем это позволяет вам видимость. Ночью с вашим зрением могут происходить всякие «чудеса».  Объекты, неожиданно появляющиеся из темноты, вы распознаете в два раза медленнее, чем те же объекты днем.
— Если врач прописал вам очки, не забывайте надевать их всякий раз, когда садитесь за руль. Имея незначительный дефект зрения, вы можете не пользоваться очками регулярно, надевая их только во время чтения. При управлении автомобилем ношение очков обязательно и в особенности ночью, так как даже незначительный дефект зрения в ночное время многократно прогрессирует.
— Учитывайте, что на дороге и вблизи могут находиться неосвещенные объекты. Помните об этом, и тогда вам легче будет распознать стоящий на дороге неосвещенный автомобиль. При движении ночью всегда обеспечивайте себе запас безопасности. Обнаружив что-то впереди, немедленно снижайте скорость: что это за предмет, узнаете потом, когда остановитесь перед ним. Наибольшая
опасность при движении в темное время суток связана с пешеходами. Будьте предельно внимательны к ним, особенно к детям. Поведение детей непредсказуемо, их оценки неточны, движения быстры. Благодаря небольшому росту, ребенок не так быстро, нежели взрослый человек, попадает в поле зрения водителя: будьте внимательны. Опасны на дороге и престарелые люди, У них, напротив, реакция замедлена, движения неуверенны, оценки ошибочны. Хуже всего пьяный пешеход. Вблизи этих опасных групп пешеходов следует быть предельно осторожным: снижать скорость, переключать свет фар на ближний, «мигать» дальним светом, заранее предвидеть возможность изменить траекторию движения, чтобы объехать пешехода, быть готовым к экстренному торможению.
— Будьте бдительны и работоспособны. Следите за впереди идущим транспортом. Не пропустите момент начала его торможения.
      При первых признаках усталости прекратите движение, сделайте перерыв. Съезжайте с дороги, остановитесь, выйдите из автомобиля, пройдитесь, сделайте несколько физических упражнений.
      В дальней поездке лучше всего ехать с напарником и периодически меняться с ним местами. Если вы управляете автомобилем один, то остановки для отдыха ночью надо делать чаще, чем днем.
      Как компенсировать недостаточную видимость ночью.
— Как только наступают сумерки, включайте габаритные огни.
— Ночью двигайтесь медленнее, чем днем. Двигаясь медленнее, вы не просто лучше видите. У вас к тому же становится больше времени для наблюдения за дорогой, распознавания на ней объектов, а в критической ситуации, если таковая возникает, у вас будет больше шансов на спасение.
— Перед каждым маневром заранее включайте указатель поворота. Ночью особенно важно сообщать другим участникам движения о своих намерениях, чтобы они заранее знали, чего от вас ожидать. Сигнализируйте о каждом, даже незначительном, изменении режима своего движения. И позаботьтесь о том, чтобы у других участников движения было достаточно времени среагировать на ваши действия.
— Обеспечьте себе запас безопасности, т. е. дополнительное свободное пространство и время. Для любого маневра в темное время суток вам потребуется больше времени, чем днем. Поэтому:
1. увеличьте дистанцию между своим и движущимся впереди автомобилем;
2. на перекрестках, в транспортном потоке, при выезде Hcl автомагистраль и т. д. действуйте с повышенным вниманием;
3. будьте предельно внимательны и осторожны при обгоне. Учитывайте все дополнительные факторы, осложняющие обгон ночью.
— Знайте точно свой маршрут. Неожиданный поворот дороги, изменение типа покрытия и другие сложности подстерегают водителя в незнакомой местности. Все это опасно и днем, ночью же опасно вдвойне. А поэтому перед ночной поездкой необходимо самым тщательным образом изучить маршрут, подготовиться к возможным неожиданностям. Имейте в виду и то, что если вы будете метаться по дороге в поисках нужного вам поворота, вы Можете стать угрозой для других
участников движения. Так что уточните, куда вы едете и как туда проехать.
— Постоянно контролируйте скорость и дистанцию. Человек вообще неточно оценивает скорость встречных транспортных средств. Ночью же эти оценки еще более приблизительны. Так что не полагайтесь на свою интуицию, но почаще поглядывайте на спидометр. Что же касается дистанции, то значение ее точного соблюдения при движении ночью трудно переоценить. Поэтому постоянно контролируйте дистанцию по отношению к движущемуся впереди автомобилю.
      Ночное движение за городом. Самое главное при движении по загородным дорогам — правильный выбор скорости. Если предельная допустимая скорость для движения за городом 90 км/ч, то это не означает, что надо всегда и везде двигаться именно с этой скоростью.
       Нужно принять в расчет целый ряд факторов: техническое состояние автомобиля, состояние и тип дорожного покрытия, метеорологические условия, видимость и, конечно, насколько знакома вам дорога, по которой вы движетесь.
        Если отсутствует встречный транспорт, при движении ночью по загородной дороге пользуйтесь дальним светом фар. При встречном разъезде необходимо переключить дальний свет фар на ближний и снизить скорость. При включении ближнего света фар у вас значительно уменьшается расстояние видимости. Компенсировать это можно лишь снижением скорости.
         Если водитель встречного транспортного средства приближается к вам с включенным дальним светом фар после того, как вы переключили свет на ближний, посигнальте ему, несколько раз быстро переключив ближний свет фар на дальний. Но не следуйте его дурному примеру, не включайте дальний свет! Это может привести к большим неприятностям.
      Если водитель встречного автомобиля все же не переключил свет фар на ближний.
— Замедлите движение. Возможно, вам даже придется остановиться. Для этого включите аварийную сигнализацию, чтобы предупредить других участников движения о возможной опасности, и медленно правьте ваш автомобиль к обочине вплоть до полной его остановки.
— Продолжайте движение с ближним светом фар. Дальний свет встречного автомобиля может вас ослепить. И если вам сгоряча захочется ответить ему тем же, подумайте вот о чем: если вы его ослепите, на дороге вместо одного будет уже двое «слепых», а это очень осложнит ситуацию.
— Не смотрите прямо в фары встречного автомобиля. Смотрите правее. Если вы смотрите прямо в фары встречного автомобиля, видимость значительно ухудшается.
— Ориентируйтесь по правому краю дороги.
— Продолжайте движение с уменьшенной скоростью до тех пор, пока окончательно не восстановится видимость.
       Следование за впередиидущим автомобилем ночью. Когда вы движетесь за впередиидущим (лидирующим) автомобилем, переключите дальний свет фар на ближний. Внимательно следите за безопасной дистанцией.
       Движение в роли лидера. Когда лидер вы сами, а за вами с дальним светом фар движется другое транспортное средство, избегайте смотреть в зеркало заднего вида. Дайте ему возможность обогнать вас.
      Обгон ночью. Ко всему, что вы уже знаете о выполнении обгона, прибавляется еще и ночная специфика. Обгонять ночью, конечно, значительно сложнее, чем днем. Порядок следующий:
— переключите дальний свет на ближний;
— взгляните на середину дороги и удостоверьтесь в том, что разметка не запрещает обгон;
— оценив обстановку впереди автомобиля и убедившись в безопасности маневра, включите сигнал левого поворота. Как уже неоднократно повторялось, предупредительные сигналы ночью особенно важны;
— выезжайте на полосу встречного движения. Быстро увеличивайте скорость. Двигайтесь по встречной полосе до тех пор, пока не увидите обгоняемый автомобиль в зеркало заднего вида;
— поравнявшись с обгоняемым, переключите ближний свет на дальний: теперь это никак не помешает обгоняемому, а вам очень даже поможет, так как расстояние видимости значительно увеличится;
— будучи предельно внимательным, возвращайтесь на свою полосу, подав сигнал правого поворота;
— вернувшись на полосу, продолжайте движение с дальним светом, при отсутствии, конечно, встречного транспорта и движущегося впереди вас нового лидера.
       Если отказали световые приборы. Это всегда плохо, но не надо терять самообладания. Определите, что у вас еще исправно, и постарайтесь хотя бы обозначить свой автомобиль на проезжей части. Снижайте скорость и съезжайте с проезжей части. Сделать это надо по возможности оперативно.
       Что мешает безопасному управлению автомобилем. Сначала рассмотрим особенности управления в холодную погоду. Вот несколько советов.
— Удалите влагу со всех стекол внутри автомобиля. Включите отопитель или приоткройте окна, чтобы высушить стекла, запотевшие изнутри. Не следует протирать стекла рукой. Рукой вы не очистите и, главное, не высушите стекла, а лишь «развезете» влагу и ухудшите видимость. Не начинайте движение до тех пор, пока конденсат не будет полностью удален со стекол.
— Избегайте пользоваться стояночным тормозом. Поставив автомобиль на стоянку, лучше включите первую передачу. Дело в том, что когда автомобиль поставлен на стояночный тормоз, при большом морозе тормозные колодки могут примерзнуть к барабанам. Особенно об этом следует помнить после мойки автомобиля, когда скопившаяся в тормозных механизмах влага быстро превращается в лед. Поэтому после мойки автомобиля зимой, прежде чем поставить автомобиль на стоянку, лучше проехать пару километров.
— Проверяйте тормоза. Если погода холодная, а поверхность дороги влажная, проверяйте периодически, как работают тормоза, слегка нажав педаль тормоза, чтобы определить, не намокли ли тормозные колодки. Если да, то вы это почувствуете — автомобиль «поведет». Несколько легких нажатий педали тормоза при движении на небольшой скорости позволят просушить тормозные колодки и удалить с них влагу. При этом будьте осторожны, дозируя усилие нажатия педали тормоза: на скользком покрытии резкое нажатие педали может вызвать занос.
      Сильный ветер мешает вам выдерживать нужное направление движения вашего автомобиля. Тяжелее всего бороться с сильным боковым ветром. Если вы чувствуете это нежелательное вмешательство, бороться с ним надо посредством снижения скорости, а также корректирующими действиями рулевого колеса, которые должны быть выверены и точны — для этого нужны немалые умение и сноровка.
        Особенно злую шутку может сыграть с вами ветер в тот момент, когда вы выезжаете с закрытого участка (из-за большого здания, холма, леса) на открытый. На этом закрытом участке ветер может совсем не ощущаться, а вот на открытом он «набросится» на вас со всей мощью. И тогда держитесь! Лучше всего подготовиться к этому заранее.
       Крутые подъемы. Во время преодоления крутого подъема может перегреться двигатель. Следите за температурой охлаждающей жидкости.
      Дополнительный груз — это, прежде всего, прицеп. Большое количество аварий случается из-за перегрузки автомобилей или неумелого размещения груза. Вообще говоря, когда легковой автомобиль тянет за собой нечто большое и неповоротливое либо сильно перегружен, тяжело и автомобилю, и водителю. Но для подобных ситуаций существуют все-таки несколько полезных правил, которые необходимо знать водителю, чтобы довезти свой груз до места.
— Позаботьтесь о хорошей видимости! Как бы много ни было у вас груза, расположите его так, чтобы обзор впереди и сзади был открыт.
— Автомобиль плохо слушается вас, стало сложнее им управлять, «не хочет» быстро разгоняться и т. д, Вам надо некоторое время, чтобы привыкнуть к несколько иным условиям движения, обрести новое «чувство автомобиля», отягощенного дополнительным грузом.
— Прочно закрепите груз! Лишний раз проверьте, насколько хорошо вы это сделали.
— Давление в шинах нужно несколько увеличить.
— Избегайте больших скоростей, резких движений рулевым колесом.
— Дистанция по отношению к движущемуся впереди транспортному средству должна быть больше в связи с увеличением тормозного пути.
       Груз внутри автомобиля. Наличие внутри автомобиля тяжелого груза влечет за собой некоторые изменения.
— Изменяется расположение центра тяжести автомобиля, и управлять приходится несколько иначе, т. е. требуется больше времени и места для разгона, замедления движения, маневров, остановок.
— Совершенно изменяется поведение автомобиля при обгоне. Автомобиль с прицепом или грузом медленно набирает скорость, маневренность его значительно ухудшается. Так что для обгона нужно много больше времени и места.
— Груз внутри автомобиля должен быть обязательно закреплен, расположить его нужно рационально, по возможности низко, но равномерно. Ну и конечно, он не должен закрывать видимость дороги через заднее стекло.
      Груз на верхнем багажнике. Двигайтесь медленнее, чем обычно. Повышенное внимание, уделяемое рулевому колесу, может привести к неожиданностям. Груз должен быть прочно закреплен. Периодически проверяйте места крепления.
       Буксировка прицепа. При движении с прицепом приемистость автомобиля ухудшается, ускорение происходит медленнее. Поэтому трогаться с места приходится медленнее. Увеличивать скорость надо плавно и постепенно.
        При наличии прицепа тормозной путь автомобиля увеличивается. В этой связи скорость надо регулировать так, чтобы она всегда была ниже той, какую бы вы выбрали, двигаясь в этих же условиях без прицепа.
       При буксировке прицепа держитесь ближе к правому краю дороги. Если кто-то будет вас обгонять, ему потребуется больший боковой интервал, поскольку продольные колебания вашего прицепа больше, чем у вашего автомобиля.
     Еще совет: лишний раз проверьте техническую исправность вашего прицепа, сцепное устройство, шины, тормоза, предупреждающие сигналы.
       Обращаем ваше внимание на то, что «виляние» прицепа из стороны в сторону признак того, что вы движетесь слишком быстро и вам необходимо замедлить движение. Как это лучше сделать? Если прицеп не оборудован собственными тормозами, пользуйтесь рабочим тормозом автомобиля, но очень плавно и осторожно. При движении с прицепом тормозной путь автомобиля увеличивается, следовательно, вам необходимо поддерживать большую, чем обычно, дистанцию до лидирующего транспортного средства.
       Если вы движетесь с прицепом вслед за тихоходным транспортным средством и, потеряв всякое терпение, решаете его обогнать, не забудьте, что для обгона вам понадобится значительно больше времени и места.
       Держитесь как можно правее, чтобы обеспечить наибольший интервал обгоняющему вас транспортному средству, — ведь прицеп может в любой момент отклониться в сторону даже при порыве ветра. Скорость по возможности уменьшите.
       Надо заблаговременно изучить технические характеристики прицепа. Знать, по какой траектории движутся колеса прицепа при повороте. Перед поворотом необходимо снижать скорость так, чтобы в поворот вписался и прицеп.
       Подъезжайте к месту запланированной остановки медленно. Перед остановкой увеличьте дистанцию по отношению к впередиидущему автомобилю. Пользуйтесь тормозами очень аккуратно, тормозите плавно. Резкое торможение может привести к «складыванию» вашего «автопоезда».
        Будьте предельно внимательны, ведь у вас ограничена маневренность автомобиля, Удостоверьтесь в том, что дорога позади свободна на достаточно большом расстоянии.
       Монотонность движения. При движении с большой скоростью по хорошей, ровной дороге наступает состояние монотонии и снижается уровень вашего внимания к окружающей обстановке. Иногда водитель незаметно для себя «отключается», засыпает с открытыми глазами. Это очень опасно, в особенности тем, что подобные состояния возникают внезапно и с трудом контролируются. Заметив признаки наступления монотонии и засыпания, немедленно остановитесь в удобном и безопасном месте, выйдите из автомобиля, проветритесь, сделайте несколько физических упражнений, а лучше просто недолго (достаточно 15-30 минут) поспите.
       Шум. Громко включенная музыка — это источник многих опасностей. Она отвлекает вас, ухудшает внимание и заглушает те звуки, которые вам нужно вовремя услышать: скрип тормозов, звуковые сигналы и т. д. Громкая беседа пассажиров или, что еще хуже, ваши беседы с пассажирами опасны по тем же причинам.
      Микроклимат в салоне автомобиля. Салон должен быть всегда проветрен, чист. Прокуренный салон тоже может стать причиной плохого состояния водителя.