После того как у вас сформировались основные навыки техники управления автомобилем, вы можете выезжать на дорогу. Здесь вас поджидают самые различные ситуации. Чтобы успешно справиться с ними, вы должны хорошо знать не только правила дорожного движения, действующие в этих ситуациях, но и освоить основные приемы безопасного управления автомобилем.
Рассмотрим наиболее типичные дорожно-транспортные ситуации.
НА ПОДЪЕМЕ И СПУСКЕ
При приближении к подъему наблюдайте за транспортными средствами, разгоняющимися до большой скорости для того, чтобы преодолеть подъем сходу. Особую опасность среди таких автомобилей представляют большегрузные транспортные средства. Если ваш автомобиль не обладает большой мощностью, держитесь крайней правой полосы, чтобы не мешать транспорту, движущемуся с большей скоростью.
Перед началом длинного спуска включите пониженную передачу. Торможение с двигателем позволит уменьшить износ тормозных колодок и предотвратит их от перегрева.
Не разгоняйтесь под горку! Помните, что при торможении на спуске тормозной путь резко увеличивается, а опасность заноса возрастает.
Двигаясь на спуске дороги, постоянно контролируйте ситуацию в зеркало заднего вида — это позволит вам вовремя заметить транспорт, движущийся с большой скоростью.
Старайтесь поддерживать скорость на одном уровне, отпуская педаль «газа», а при необходимости нажимая педаль тормоза или включив пониженную передачу. Не двигайтесь по спуску на нейтральной передаче: это может привести к потере управляемости автомобилем.
Приближаясь к концу спуска, включите повышенную передачу, соответствующую нормальной скорости движения на данном участке.
НА ПЕРЕКРЕСТКЕ
Перекресток представляет собой место повышенной опасности, так как на нем пересекаются транспортные потоки, движущиеся в разных направлениях. Движение на перекрестке требует особой внимательности и осторожности.
Приближаясь к перекрестку, снижайте скорость постепенно, но не преждевременно. Слишком раннее снижение скорости приводит к задержке движения транспортных средств, следующих за вами, и может стать причиной попутного столкновения. В то же время снижение скорости перед перекрестком не должно быть поздним (не менее чем за 30 м), иначе в случае необходимости вы не сможете остановиться перед перекрестком.
Подъезжая к перекрестку, следите за знаками, указывающими направление движения по полосам. Поздний выезд на нужную полосу движения является распространенной причиной касательных столкновений при подъезде к перекресткам. Кстати, на многополосных дорогах и улицах полосы движения вблизи перекрестков, как правило, разделены сплошными линиями разметки, запрещающими перестроение.
Если перед нерегулируемым перекрестком установлен знак 2.5 «Движение без остановки запрещено», остановитесь перед ним, оцените обстановку на перекрестке и начинайте движение только при отсутствии помех.
Приближаясь к регулируемому перекрестку, следите за сигналами светофора или указаниями регулировщика.
Постарайтесь прогнозировать продолжительность цикла работы светофора. Помните, что включенная совместно с красным сигналом светофора зеленая стрелка в его дополнительной секции разрешает двигаться в указанном ею направлении только после транспорта, движущегося на разрешающий сигнал светофора.
Приближаясь к перекрестку, наблюдайте в первую очередь за транспортом, движущимся в пересекающем направлении слева от вас, в особенности обратите внимание на автомобили, совершающие обгон или опережение. Помните, что они могут быть не видны из-за других транспортных средств, движущихся по правым полосам дороги.
Если другой водитель игнорирует ваше преимущественное право проезда, не настаивайте на нем, а уступите ему дорогу.
Следите за автомобилями, поворачивающими на перекрестке налево. Если вы видите, что водитель поворачивающего автомобиля не успевает завершить поворот, снизьте скорость движения и предоставьте ему возможность закончить маневр.
Не выезжайте на перекресток, если движущийся впереди автомобиль будет мешать вашему проезду.
Следите за пешеходами. При появлении пешеходов на проезжей части снижайте скорость и будьте готовы к остановке, особенно при проезде пешеходных переходов.
При подъезде к перекресткам с ограниченной видимостью будьте особо внимательны и осторожны. Выбирайте такую скорость движения, которая позволит вам в случае неожиданного появления опасности остановить автомобиль.
При движении по перекрестку избегайте перестроения. Если вы забыли подать сигнал поворота, продолжайте движение в прямом направлении, так как ваш маневр будет неожиданностью для других водителей и может стать причиной ДТП.
Избегайте остановок на перекрестке. Если возникла угроза столкновения с транспортом, приближающимся слева, увеличьте скорость движения, чтобы скорее уйти с пути его движения, или резко поверните направо — это позволит уменьшить тяжесть последствий от столкновения. Торможение в сочетании с движением в прямом направлении в такой ситуации обычно приводит к ДТП.
При повороте направо старайтесь занять крайнее правое положение, чтобы исключить возможность опережения вас справа. Поворачивая направо, выезжайте на ближайшую к краю тротуара полосу. Не переключайте скорость при совершении поворота. Поворачивайте достаточно круто, чтобы не выехать на полосу встречного движения, но при этом старайтесь не выехать правым задним колесом на тротуар.
При выполнении поворота не снижайте скорость очень интенсивно — это может помешать движению потока транспорта, задерживая его и увеличивая вероятность попутного столкновения. При выполнении левого поворота выезжайте на крайнюю левую полосу дороги, на которую вы поворачиваете, и только после этого перестраивайтесь на полосу, нужную вам.
ОБГОН
Это один из наиболее опасных маневров. Он требует точной оценки целого комплекса различных параметров, таких как скорость встречного и обгоняемого транспорта, влияние характеристик своего автомобиля на успешность обгона, расстояние до встречного и обгоняемого транспорта, скорость сближения с обгоняемым транспортом и др. Ошибки при оценке этих параметров, а также сознательный риск в опасных условиях, являются наиболее распространенными причинами ДТП при выполнении обгонов.
Прежде чем принять решение об обгоне, следует убедиться в том, что его выполнение не создаст опасности для вас и для других участников движения. Для этого осмотрите обстановку впереди и выясните, нет ли знаков, запрещающих обгон, или сплошной линии дорожной разметки. Также обгон нельзя начинать, если впереди подъем или поворот дороги с ограниченной видимостью, перекрестки, мосты, тоннели и пересечения с железной дорогой, пешеходы, собирающиеся переходить дорогу.
Обгон можно начинать, удостоверившись в том, что между обгоняемым автомобилем и автомобилем, движущимся перед ним, имеется достаточное пространство для завершения вашего маневра.
Приняв решение об обгоне, включите указатель левого поворота. Своевременная подача сигнала позволит движущемуся сзади вас водителю выбрать безопасную скорость или отказаться от выполнения обгона. После начала обгона выключите сигнал левого поворота, чтобы следующие за вами водители не приняли ваш маневр за желание повернуть налево. Обогнав автомобиль и намереваясь перестроиться в его ряд, кратковременно подайте сигнал правого поворота.
Не начинайте перестроение для обгона, двигаясь вплотную к обгоняемому транспортному средству. Обеспечьте себе достаточную дистанцию до него, чтобы завершить все действия по перестроению до того, как обгоните лидирующий автомобиль.
При выполнении обгона в ночное время можно предупредить водителя обгоняемого автомобиля кратковременным переключением ближнего света фар на дальний. Старайтесь завершить обгон как можно быстрее, не задерживайтесь в зоне невидимости водителя обгоняемого автомобиля. Если в процессе обгона у вас возникли сомнения относительно возможности безопасного завершения маневра, возвратитесь обратно на прежнюю полосу движения. Завершение обгона следует начинать не раньше того, как в зеркало заднего вида вы сможете увидеть обе фары обгоняемого автомобиля.
Если вы выступаете в роли обгоняемого, то старайтесь вести себя так, чтобы облегчить выполнение обгона. Если вы видите, что имеющееся расстояние впереди не позволит выполнить обгон безопасно, предупредите водителя обгоняющего автомобиля, включив указатель левого поворота. Не увеличивайте свою скорость движения и примите вправо. Если дистанция до движущегося впереди вас автомобиля недостаточна для безопасного завершения обгона, увеличьте ее, снизив свою скорость.
ПЕРЕСТРОЕНИЕ, СМЕНА ПОЛОСЫ ДВИЖЕНИЯ
Этот безобидный, на первый взгляд, маневр на самом деле чреват опасностями как для вас, так и для водителей, движущихся в том ряду, в который вы перестраиваетесь. Особую опасность этот маневр представляет при неожиданном перестроении в плотном транспортном потоке. Смена полосы движения оправдана только при подготовке к повороту или обгоне медленно движущегося транспорта, а не для того чтобы получить незначительный выигрыш во времени. ДТП при смене полосы движения является наиболее распространенным видом происшествий в плотном транспортном потоке. Наиболее типичные причины таких ДТП связаны с неправильным наблюдением за обстановкой сзади и сбоку перед началом маневра и несвоевременной подачей и чаще всего — неподачей предупреждающего сигнала.
Перед началом перестроения убедитесь в том, что не создадите помех для движения других участников. Пользуйтесь при наблюдении за обстановкой зеркалами заднего и бокового вида, а для контроля обстановки в зоне ограниченной видимости поверните голову.
ОБЪЕЗД СТОЯЩЕГО ТРАНСПОРТА
Одна из главных опасностей при проезде мимо стоящего транспорта связана с ограниченной видимостью обстановки впереди справа. Поэтому необходимо повысить внимание и следить за пешеходами, выходящими на проезжую часть из-за стоящих автомобилей. При этом следует снизить скорость движения, чтобы иметь возможность избежать наезда на пешехода при внезапном его появлении.
Если вы подъезжаете к автомобилю, стоящему на дороге с поднятым капотом, помните, что его водитель может внезапно появиться сбоку автомобиля. Проезжая мимо стоящего автомобиля, в котором находится водитель, следите за признаками, указывающими на то, что автомобиль начинает движение. К ним относятся: дым из выхлопной трубы, включение указателя поворота, сигналы, подаваемые водителем, включение сигналов торможения или фонарей света заднего хода.
Проезжая мимо стоящих транспортных средств, поддерживайте как можно большее расстояние между вашим и стоящими автомобилями.
ВСТРЕЧНЫЙ РАЗЪЕЗД
Встречные столкновения, возникающие в результате ошибки при встречном разъезде, приводят к очень тяжелым последствиям.
Особое внимание обращайте на следующие признаки возможной опасности:
— водитель встречного автомобиля подает сигнал левого поворота;
— во встречном направлении движутся несколько автомобилей с малой дистанцией между ними. Возможно, что один из них начнет обгон с выездом на полосу встречного движения;
— на левой стороне дороги находятся автомобили, стоящие на краю проезжей части дороги, или автомобили, въезжающие на стоянку. Стоящие транспортные средства могут вынудить встречный транспорт выехать на полосу вашего движения. Выезжающие и въезжающие на стоянку автомобили могут сами выехать на полосу встречного движения;
— встречный автомобиль выехал одним или несколькими колесами на обочину. Водитель этого автомобиля может выехать на полосу вашего движения в результате резкого выезда с обочины на проезжую часть;
— на полосе встречного движения имеются выбоины или проводятся дорожно-ремонтные работы, которые могут вынудить встречный транспорт выехать на полосу вашего движения;
— на полосе встречного движения имеется участок со скользким покрытием, при движении по которому встречный автомобиль может занести на полосу вашего движения;
— сильный ветер, дующий слева, может «снести» крупногабаритный транспорт, движущийся во встречном направлении, на полосу вашего движения.
ВЪЕЗД В ТРАНСПОРТНЫЙ ПОТОК И ВЫЕЗД ИЗ НЕГО
Безопасность выезда из транспортного потока зависит от вашего умения не создавать помех для транспорта, продолжающего движение по дороге, и выбирать подходящее место для остановки.
Степень опасности и сложности въезда s транспортный поток после стоянки или остановки зависит от характеристик места стоянки, близости других транспортных средств, интенсивности движения транспорта на дороге, расположения автомобиля на стоянке. При выполнении данного маневра происходит большое количество ДТП с незначительным материальным ущербом, связанных с наездом на припаркованные на стоянке автомобили. Более тяжелые ДТП — это столкновения с транспортом, движущимся по главной дороге.
При въезде на дорогу с обочины надо:
— осмотреть обстановку на дороге спереди и сзади автомобиля;
— дождаться безопасного интервала в транспортном потоке;
— не создавать помех для транспорта, движущегося по дороге, частично выехав на дорогу;
— заранее подать предупреждающий сигнал (включить сигнал левого поворота), чтобы предупредить других участников движения о вашем намерении выехать на дорогу;
— плавно, без рывков поворачивать рулевое колесо так, чтобы не выехать на дальнюю полосу движения;
— выехав на дорогу, быстро увеличить скорость движения до средней скорости транспортного потока;
— выключить сигнал поворота.
ВЫЕЗД НА АВТОМАГИСТРАЛЬ
Приближаясь к въезду но автомагистраль, не забывайте:
— удостовериться в отсутствии знаков, запрещающих движение в данном направлении или выезд на автомагистраль. Частой причиной ДТП при выезде на автомагистраль является движение в запрещенном направлении;
— соблюдать безопасную скорость движения. Особую опасность большая скорость представляет при въезде на автомагистраль по короткой полосе ускорения (разгона);
— соблюдать требуемое направление движения, при этом обращая особое внимание на следующие особенности пересечения. Ведет ли выход со съезда на правую или крайнюю левую полосу автомагистрали? Имеется ли в конце съезда полоса разгоняя Как влияет конфигурация выхода со съезда на характер маневра с транспортным потоком, движущимся по автомагистрали;
— наблюдать за движением транспорта по автомагистрали, глядя через левое плечо при въезде с правой стороны и через правое плечо при съезде с левой стороны. Некоторую информацию можно получить, используя боковые зеркала;
— постоянно контролировать транспортные средство, движущиеся впереди по полосе разгона, поддерживая безопасную дистанцию до них;
— использовать полосу разгона для набора скорости, соответствующей скорости движения транспортного потока на автомагистрали;
— дождаться безопасного интервала для слияния с транспортным потоком на автомагистрали. Ожидая необходимого интервала, остановитесь, не доезжая до самого конца въезда, это позволит вам набрать скорость движения при вы пол нении маневра;
— при движении по полосе разгона, переходящей во въезд с пересечения в разных уровнях, внимательно следите за транспортом, съезжающим с автомагистрали и меняющим полосу движения для того, чтобы встроиться в поток автомобилей, движущихся на полосе разгона;
— приближаясь к въезду на автомагистраль, заблаговременно подайте сигнал поворота. Это позволит водителям, движущимся по автомагистрали, заранее перестроиться на соседнюю полосу, что облегчит выполнение вашего маневра;
— не выезжайте на бордюр, разметку проезжей части или край тротуара, отделяющий полосу разгона от автомагистрали;
— при въезде на автомагистраль наблюдайте за дистанцией до транспорта, движущегося впереди и позади вас.
ВЫЕЗД С АВТОМАГИСТРАЛИ
Пересечения в разных уровнях нередко бывают достаточно сложными, а место и направление выезда на автомагистрали может значительно отличаться от предполагаемого вами. Поэтому постарайтесь заранее выяснить место расположения и схему нужного вам пересечения. При подъезде к пересечению заранее следите за указателями и дорожными знаками, указывающими направление нужного вам съезда, и как можно быстрее перестройтесь на полосу, ведущую к выезду.
НА ПОВОРОТЕ
Большое число ДТП на поворотах дорог происходит из-за недооценки их опасности и выбора слишком большой скорости движения. Нередко причиной большой скорости на повороте является позднее обнаружение водителями поворота. Поэтому старайтесь смотреть дальше вперед, чтобы заранее обнаружить приближение поворота и подготовиться к нему.
Приближаясь к повороту дороги, не забывайте:
— снизить скорость движения до соответствующей крутизне (радиусу) поворота, состоянию проезжей части и условиям видимости. Если имеется знак, ограничивающий скорость на повороте, следуйте его указаниям. При оценке скорости своего движения лучше не полагаться на свои способности (у большинства водителей они недостаточно хорошо развиты), а чаще смотреть на спидометр;
— снизить скорость движения необходимо до въезда на поворот. Торможение на повороте может привести к заносу автомобиля.
При прохождении поворота старайтесь двигаться по центру выбранной полосы движения, не выезжая за ее пределы. Двигаясь на повороте, поддерживайте постоянную скорость — это уменьшает вероятность заноса. Основное внимание уделяйте контролю за траекторией движения: колеса автомобиля не должны выезжать за пределы проезжей части и на встречную полосу движения.
Если видимость в повороте ограничена растениями или другими объектами, выбирайте такую скорость движения, которая позволит остановить автомобиль в пределах расстояния видимости,