Управление автомобилем в критической ситуации • contestfr.ru

Управление автомобилем в критической ситуации

         Умение «выходить» из критических ситуаций не приходит само по себе только  оттого, что вы много ездите на автомобиле. Для этого нужна специальная подготовка. Освоить ее «азы» вы сможете, ознакомившись с этим уроком. Из него вы узнаете:
— приемы управления автомобилем в критических ситуациях;
— типичные критические ситуации и ваши действия, позволяющие не дать им перерасти в происшествие;
 — комплексы упражнении для тренировки основных навыков, необходимых водителю в критических ситуациях.
       Как правильно сидеть за рулем, регулировать сиденье, располагать руки на руле, вы уже узнали. Все эти навыки вам пригодятся, если придется выходить из критической ситуации. Здесь же напомним о переключении передач. Рекомендуем всегда пользоваться только одним способом хвата рычага, который не зависит от включаемой передачи.

      В ситуациях, когда необходимо очень быстро включить передачу, можно применить способ, при котором педаль сцепления выжимается не полностью. Для этого снимите правую руку с рулевого колеса и перенесите ее на рычаг переключения передач. Одновременно левой ногой выберите свободный ход педали сцепления (положение 1). После этого, не сбрасывая «газ», и при неполном включении сцепления (положение 2) ударом правой руки включите нужную передачу.

ТОРМОЖЕНИЕ

        Во многих критических ситуациях возникает необходимость экстренно остановить автомобиль или быстро снизить скорость. Ниже рассмотрены основные приемы торможения,  применяемые в таких ситуациях.
        Помните, что контакт стопы правой ноги с педалью тормоза должен быть в наиболее чувствительном месте — т. е. в ее верхней части.
      Достичь максимально возможного замедления при торможении возможно, применяя такие приемы, которые позволят тормозить на грани блокировки колес. Помните, что при движении юзом, т. е. при полной блокировке колес, когда они перестают катиться, а начинают скользить по поверхности дороги, тормозной путь сильно увеличивается и резко возрастает вероятность заноса автомобиля.
        Резкое нажатие педали тормоза до упора с последующим длительным удержанием педали в таком положении — грубая ошибка, особенно на скользком покрытии. Приемы торможения зависят от условий, возникающих в критической ситуации.
Условие 1. Расстояние до объекта возможного столкновения мало.
       Если имеющееся расстояние не позволяет остановить автомобиль до препятствия, попытайтесь его объехать. Перед маневром объезда постарайтесь снизить скорость. Это облегчит выполнение маневра. Для экстренного замедления применяется резкий способ торможения.
       При таком способе надо плавно, но за короткий промежуток времени нажать педаль тормоза до полной блокировки колес. После этого ослабить усилие и, отпустив педаль тормоза, убрать ногу с педали. Снизив таким образом скорость, вы можете начать маневр объезда препятствия.
        Резкий способ торможения не применяется для полной остановки автомобиля, а только для экстренного замедления в критической ситуации.
Условие 2. Расстояние до объекта возможного столкновения достаточно для экстренной остановки.
       Для полной остановки автомобиля в критической ситуации используйте ступенчатый способ торможения. Он заключается в том, что, приложив к педали тормоза начальное усилие, вы плавно, но за короткий промежуток времени увеличиваете его до кратковременной блокировки колес. Потом слегка ослабляете усилие на педали, предотвращая полную блокировку колес и возможный занос автомобиля, а затем сразу же опять увеличиваете усилие, добиваясь кратковременной блокировки колес, и так до полной остановки автомобиля.

На что обратить особое внимание? 
         Старайтесь, чтобы начальное усилие на педали было на грани блокировки колес. Ecole оно будет больше, вам придется растормаживать колеса и начинать все сначала.
           В течение всего процесса торможения усилие на педали тормоза должно быть как можно ближе к уровню, необходимому для блокировки колес.
         В случае начала заноса ликвидируйте его с помощью поворота рулевого колеса в сторону заноса.

 УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЕМ ПРИ ЗАНОСЕ

       При заносе колеса автомобиля теряют необходимое сцепление с дорогой и начинают скользить, пробуксовывать, при этом действует поперечная сила, сдвигающая автомобиль в сторону. Заднюю часть автомобиля начинает заносить влево или вправо. Причиной заноса может быть резкая подача «газа», резкое торможение, резкий поворот руля, скользкая дорога, сильный боковой ветер, неровности дороги, неравномерный износ шин и т. д.
 
 ОСОБЕННОСТИ ЛИКВИДАЦИИ ЗАНОСА НА ПЕРЕДНЕПРИВОДНОМ АВТОМОБИЛЕ
 1 — Начало заноса. Задняя часть автомобиля уходит влево.
Не пугаться. Не тормозить. Не выжимать сцепление. Немного увеличить подачу «газа».
 2 — Вращение автомобиля влево вот-вот прекратится. Занос продолжается.
Вращение рулевого колеса в сторону заноса со скоростью, соответствующей скорости вращения автомобиля. Усилие на педали «газа» не меняется.
3 — Отклонение задней части автомобиля приближается к максимальному.
Начать вращение рулевого колеса в обратную сторону. Усилие на педали «газа» постоянное.
4 — Вращение автомобиля вправо.
Вращение рулевого колеса вправо со скоростью, соответствующей скорости вращения автомобиля. Усилие на педали «газа» не меняется.
5 — Автомобиль, пройдя исходное положение, начинает отклоняться вправо, но уже на меньший угол.
Приготовьтесь к вращению рулевого колеса в обратную сторону, как и раньше, с некоторым опережением.
6 — Занос прекращается. Автомобиль начинает прямолинейное движение.
Колеса направлены прямо. Плавно добавляем «газ».
 На что обратить особое внимание!
— Передние колеса должны быть все время повернуты строго в направлении движения.
— Темп руления должен соответствовать темпу поворота задней части автомобиля.
— Начинать перекладывать руль в другую сторону надо несколько раньше, чем занос задней части автомобиля на какое-то время прекращается и она «замирает»
— Не тормозить, не выжимать сцепление.
— Обороты двигателя должны быть такими, чтобы ведущие колеса катились без проскальзывания.
ОСОБЕННОСТИ ЛИКВИДАЦИИ ЗАНОСА НА ПЕРЕДНЕПРИВОДНОМ АВТОМОБИЛЕ
      Тяговое усилие на переднеприводном автомобиле приходится на передние колеса; этим обуславливается специфика управления, особенно на скользкой дороге. В отличие от заднеприводного, переднеприводной автомобиль значительно меньше подвержен заносу, в особенности при движении по прямолинейной траектории. Обычно потеря сцепления колес с дорогой у него происходит на поворотах.
       Если задние колеса потеряли сцепление с дорогой на повороте, т. е. начался занос.
Правильные действия
Заднеприводной автомобиль Переднеприводной автомобиль
Убавить подачу топлива  Увеличить подачу топлива
Если необходимо, слегка повернуть 
рулевое колесо в сторону заноса
Повернуть рулевое колесо в сторону  
заноса
На что обратить особое внимание водителю переднеприводного автомобиля?
— При заносе никогда не сбрасывать «газ» а, наоборот, увеличивать.
Правила прохождения поворота на переднеприводном автомобиле.
— Снижайте скорость до поворота.
— На повороте двигайтесь с постоянной скоростью или с небольшим ускорением.
— Если вы будете проходить поворот на большой скорости или слишком ускоритесь на самом повороте, передние колеса могут потерять сцепление с дорогой и начнется снос. Передние колеса перестанут направлять автомобиль, и он будет двигаться по касательной.
       При сносе не пытайтесь вернуться к прежней траектории, поворачивая колеса. Это ничего не дает, так как они потеряли сцепление с дорогой.
Правильные действия
— Уменьшите подачу топлива. Это позволит восстановить сцепление ведущих колес с дорогой.
— Учтите что если ваши колеса повернутся на большой угол, то после восстановления сцепления автомобиль может резко бросить к краю дороги. Поэтому при сносе — никаких поворотов рулевого колеса до тех пор, пока не восстановится сцепление ведущих колес с дорогой.
Коротко о главном для переднеприводного автомобиля. 
— Почаще смотрите на спидометр, не поддавайтесь очарованию больших скоростей.
— Перед поворотом снижайте скорость.
— При заносе не сбрасывайте «газ», а, наоборот, увеличивайте его. При необходимости поворачивайте рулевое колесо в сторону заноса.

— При сносе — никаких резких действий педалью «газа» и рулевым колесом.

 КАК ПРАВИЛЬНО ДЕЙСТВОВАТЬ В КРИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

       Любой водитель может совершить ошибки, которые приведут к возникновению критической ситуации. Ниже рассмотрены типичные критические ситуации, возникающие из-за собственных или чужих ошибок, и действия, позволяющие избежать происшествия или снизить тяжесть его последствий.
 КРИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ N 1. Встречный транспорт на вашей полосе.
Если встречный транспорт начинает переезжать разделительную полосу:
— Подайте предупреждающий сигнал, «помигав» светом фар, или с помощью звукового сигнала (1).
— Немедленно уберите ногу с педали «газа» (2).
— Несколько раз слегка нажмите педаль тормоза, чтобы предупредить водителей, движущихся сзади (3).
— Если необходимо, начинайте экстренное торможение (4).
Если встречный транспорт продолжает выезжать на полосу вашего движения: 
— Направьте автомобиль вправо (ни в коем случае не влево!) (5).
— Примените экстренное торможение (6).
— Ищите место для безопасного съезда на обочину (7).
— Съезжайте на обочину (8).
 КРИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ № 2. Неожиданно впереди появляется препятствие.
Варианты критических ситуаций. Варианты ваших действий:
— Применить экстренное торможение и остановиться до препятствия.
— Не изменяя скорости, объехать препятствие слева.
— Не изменяя скорости, объехать препятствие справа.
— Замедлить движение и объехать препятствие справа или слева.
 Что необходимо учесть при выборе лучшего варианта действий

 

Выяснить  Учесть
Возможно ли остановить автомобиль до препятствия? Скорость вашего автомобиля. Сцепление колес с дорогой. Расстояние до препятствия.
Нет ли транспорта, движущегося за вами на малой дистанции.
Возможно ли объехать препятствие? Нет ли транспорта на встречной полосе.
Нет ли транспорта, движущегося в попутном направлении справа или слева.
С какой стороны лучше объехать препятствие? Свободна ли обочина.
Какова поверхность обочины и ее ширина. Достаточно ли свободного места для объезда препятствия слева.
Рекомендации по выбору действий:
— Если объезд препятствия затруднен, невозможен или вы считаете, что успеете остановить автомобиль, применяйте ступенчатый способ торможения.
— Если скорость вашего автомобиля более 40 км/ч и есть возможность объехать препятствие, то лучше воспользоваться таким способом предотвратить столкновение. В этом случае вам потребуется меньшее расстояние, чем для полной остановки. Перед началом маневра можно снизить скорость, применяя резкое торможение.
— В ситуации, когда дорога заблокирована, можно объехать препятствие справа, если позволяет ширина и состояние обочины.
ОБЪЕЗД ПРЕПЯТСТВИЯ С ВЫЕЗДОМ НА ОБОЧИНУ
Последовательность действий:
1. Постарайтесь до выезда на обочину как можно больше снизить скорость.
2. Рулевое колесо поворачивайте вправо как можно плавнее и крепко держите двумя руками.
3. Как только передние колеса будут на обочине, прекратите торможение.
4. При выезде на обочину плавно выравнивайте передние колеса и, после того как все колеса автомобиля будут на обочине, начинайте снижать скорость. Если обочина узкая и скользкая, то лучше не тормозить, а просто убрать ногу с педали «газа». Если пользуетесь педалью тормоза, то применяйте прерывистый способ торможения. Если стоящий транспорт, столбы и т. д. не позволяют остановить автомобиль на обочине, придется возвращаться на проезжую часть на большой скорости. Для этого: расположите свой автомобиль так, чтобы оба левых колеса находились на расстоянии 30 — 40 см от проезжей части.
5. Если проезжая часть дороги выше обочины, уберите ногу с педали «газа» и тормоза. Затем резко поверните рулевое колесо на пол-оборота влево. Это позволит колесам вашего автомобиля сразу выехать на проезжую часть.
6. Выехав на проезжую часть, быстро поверните колеса вправо, так чтобы не выехать на соседнюю полосу движения. Такой же порядок действий применяется в ситуации, когда два правых колеса вашего автомобиля съехали с проезжей части на обочину из-за вашей невнимательности или при объезде препятствия.
КРИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ № 3. Препятствие появляется сбоку.
       Если вы находитесь очень близко от транспортного средства, приближающегося сбоку, и ваша скорость велика, торможение чаще всего бесполезно. Постарайтесь, перейдя на пониженную передачу, резко увеличить подачу топлива и «проскочить» первым. Предварительно подайте предупреждающий сигнал звуком или светом фар.
     Если столкновение неизбежно, постарайтесь перевести его из бокового в касательное; тяжесть последствий в этом случае будет меньше.
 «ПОДРЕЗКА»
       Транспортное средство, завершающее обгон или смену полосы, резко выезжает на вашу полосу движения прямо перед вами.
      В такой ситуации надо тормозить. Это позволит увеличить дистанцию между вами и «подрезающим» автомобилем.
      В крайнем случае, постарайтесь уклониться от столкновения маневром вправо, но только в пределах своей полосы. Кстати, такой маневр может быть предпринят намеренно. Учтите, что при расследовании ДТП виноватым обычно признают водителя, нарушившего рядность движения и оказавшегося «между полосами». Существует множество вариантов «подрезки», в том числе сзади. Не поддавайтесь панике и в случае касательного столкновения просто остановитесь в пределах своей полосы, включите аварийную сигнализацию, выставите на предусмотренном Правилами дорожного движения расстоянии знак аварийной остановки и вызовите сотрудников ДПС. Не трогайте автомобиль с места до приезда сотрудников ДПС, как бы вас об этом ни просили, даже если ваше транспортное средство мешает движению. Не поддавайтесь на провокации и угрозы. Если потерпевшая сторона (а часто в ее роли могут выступать мошенники) предложит вам поговорить по телефону якобы с представителем их страховой компании, не делайте этого до приезда сотрудников ДПС. Вы должны помнить, что без оформления происшествия в органах ГИБДД страховая компания не сможет оформить происшествие и произвести страховую выплату. Преднамеренная «подрезка» всегда легко «диагностируется», и правда будет на вашей стороне.
Коротко о главном
— Подавляйте в себе инстинктивное желание тормозить в любой критической ситуации. Во многих критических ситуациях правильное применение маневра может принести больше пользы.
— Учитесь быстро определять:
          Свободен ли путь для маневра.
         Достаточна ли ширина свободного пространства для выбранного маневра.
         Какова поверхность дороги.
         Расстояние, необходимое для остановки автомобиля при движении с различными скоростями.
— Не бойтесь, если надо, выезжать на обочину в ситуациях, где такой маневр оправдан. 
— Не выезжайте на полосу встречного движения.
КРИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ № 4. Правые или левые колеса автомобиля на большой скорости попадают в глубокую лужу.
Правильные действия
— Слегка повернуть рулевое колесо в сторону, противоположную луже.
— Переключиться на пониженную передачу.
— Увеличить подачу топлива.
Неверные действия — резкие движения рулевым колесом.
На большой скорости автомобиль въехал в глубокую лужу всеми колесами.
Правильные действия
— Колеса удерживать в положении «прямо».
— Перейти на пониженную передачу.

— Увеличить подачу топлива.

 КАК ПОСТУПИТЬ ПРИ АВАРИЙНОЙ НЕИСПРАВНОСТИ АВТОМОБИЛЯ

      Каждый водитель хотя бы один раз сталкивался с критической ситуацией, возникшей из-за неисправности автомобиля. Рассмотрим наиболее распространенные аварийные ситуации и то, как можно избежать связанных с ними тяжелых последствий.
 ЗАКЛИНИЛО ПЕДАЛЬ «ГАЗА»
        Вам нужно остановиться, вы убираете ногу с педали «газа», но она не возвращается в исходное положение:
— Не прекращайте наблюдения за дорогой! Не переводите взгляд под панель приборов в поисках неисправности на ходу!
— Переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение.
— Постепенно снижайте скорость нажатием педали тормоза, но не останавливайте автомобиль.
— Постарайтесь как можно быстрее съехать с дороги и остановиться на дороге.
— После остановки найдите причину неисправности. Педаль могла зацепиться за коврик, и вы легко ее освободите. Если причина не в этом, проверьте привод педали. Некоторые детали могут быть зажаты или застряли. Небольшое количество масла, взятого с щупа для проверки уровня масла в двигателе, поможет устранить эту неисправность. Если вы не можете обнаружить или устранить неисправность (например, она вызвана поломкой или потерей возвратной пружины), не пускайте двигатель. Вызовите автомобиль техпомощи или эвакуатор.
ОТКАЗАЛИ ТОРМОЗА
Вы нажимаете педаль тормоза, но автомобиль не снижает скорость. Что делать?
— Несколько раз быстро нажмите педаль тормоза (как бы прокачивая гидропривод).
— Если это не помогает, включите аварийную сигнализацию.
— Последовательно переходите на пониженные передачи.
— Воспользуйтесь стояночным тормозом. При этом удерживайте его в нефиксированном положении, чтобы иметь возможность отпустить его в случае начала заноса.
Если имеющееся для остановки расстояние мало
— Подайте звуковой сигнал.
— Постарайтесь погасить скорость, прижимаясь колесами к бордюру.
— Избегайте лобового столкновения. Лучше съезжайте с дороги на обочину.
Если обочина в плохом состоянии или непригодна для остановки
— Выключите зажигание (следите, чтобы не заблокировалось рулевое колесо) и включите первую передачу. Это, возможно, повредит коробку передач, но поможет остановить автомобиль.
Если тормоза отказали на крутом спуске
— Гасите скорость, используя снежные валы, ограждения из кустарника и т. д.
ПОТЕРЯ УПРАВЛЕНИЯ
       Поворачивая рулевое колесо, вы чувствуете, что автомобиль не реагирует. Отказало рулевое управление. Что делать?
— Предупредите других участников движения включением света фар, аварийной сигнализацией, звуковым сигналом.
— Тормозите педалью тормоза так, чтобы не вызвать заноса. Ведь устранить его вам не удастся из-за потери управления.
— Отказу рулевого управления часто предшествует тугое или, наоборот, легкое вращение рулевого колеса. Заметив это, сразу остановитесь и устраните причину неисправности.
ЛОПНУЛА ШИНА
Рулевое колесо сильно тянет в сторону лопнувшей шины. Что делать?
— Не тормозите очень резко (опасность заноса)!
— Крепче держите рулевое колесо, удерживая автомобиль на прямой.
— Плавно отпускайте педаль «газа».
— Переходите на пониженную передачу.
— Когда скорость снизится, слегка нажмите педаль тормоза.
— Остановите автомобиль вне проезжей части.
— Не меняйте колесо на проезжей части.
ОТКРЫЛСЯ КАПОТ
Видимость дороги впереди неожиданно закрывается открывшимся капотом. Что делать?
— Не тормозите резко (может произойти попутное столкновение).
— Включите аварийную сигнализацию.
— Выгляните через окно двери. В качестве ориентира используйте дорожную разметку.
— Посмотрите в зеркало заднего вида, какова дистанция до автомобиля, движущегося сзади.
— Перенесите ногу с педали «газа» на педаль тормоза. Плавно тормозя, съезжайте с проезжей части дороги.
ПОЖАР ПОД КАПОТОМ
Вы почувствовали запах дыма и увидели его или языки пламени, появившиеся из-под капота. Что
делать?
— Срочно съезжайте на обочину.
— Выключите зажигание.
— Попытайтесь сбить пламя, используя огнетушитель, если его нет — землю, снег или толстую материю.
— Поднимая капот, будьте осторожны. Возьмите тряпку, чтобы защитить руки от ожога при открывании замка капота. Отклоните голову в сторону.

— Не пытайтесь погасить пламя, увеличив скорость. Это только ухудшит ваше положение.

КАК ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ ПРИ СТОЛКНОВЕНИИ

      Если столкновения избежать невозможно, постарайтесь хотя бы снизить тяжесть его последствий.
ПРИ ЛОБОВОМ СТОЛКНОВЕНИИ
— Если вы пристегнуты ремнем безопасности, закройте лицо руками, чтобы защитить его.
— Если ремень безопасности не пристегнут, падайте вбок на сиденье, чтобы избежать удара о рулевую колонку или ветровое стекло.
 ПРИ БОКОВОМ СТОЛКНОВЕНИИ 
— Двумя руками как можно крепче держитесь за рулевое колесо, чтобы не быть отброшенным на дверцу автомобиля.
— Будьте готовы к маневру, чтобы выровнять автомобиль после столкновения.
ПРИ НАЕЗДЕ СЗАДИ
     Отпустите педаль тормоза для смягчения удара и будьте готовы нажать ее, чтобы после заднего удара сзади не столкнуться с движущимся впереди автомобилем:
— крепче упритесь руками в рулевое колесо, а спиной в спинку сиденья;
— сильно надавите затылком на подголовник.
 Почему надо всегда пользоваться ремнем безопасности?
      Ремень безопасности предохранит вас от выпадения из автомобиля через ветровое стекло. При этом ваши шансы остаться в живых возрастают примерно в 5 раз.
      Ремень безопасности замедлит поступательное движение вашего тела вместе с автомобилем. Если при столкновении вы оказались непристегнутым, произойдет следующее. Ваш автомобиль резко остановится, а вы будете продолжать двигаться с той же скоростью до тех пор, пока не ударитесь о приборный щиток или ветровое стекло. При столкновении на скорости 50 км/ч удар по силе будет равен падению с крыши трехэтажного дома.
       Ремень безопасности не позволит вам перемещаться вдоль сиденья при неожиданных остановках и поворотах, а значит, даст вам возможность управлять автомобилем.
       При боковом столкновении вас может отбросить к противоположной дверце автомобиля. Ремень безопасности удержит вас за рулем.
      Ремень безопасности полезен только в том случае, если он застегнут. Накидывать ремень, не пристегивая его, не имеет смысла.
      Многие водители, чьи автомобили оборудованы подушками безопасности, убеждены, что это освобождает их от пользования ремнями безопасности. Такое убеждение является опасной ошибкой. Дело в том, что подушки безопасности эффективны только тогда, когда водитель пристегнут ремнем. В противном случае вероятность получения травмы водителем от контакта со сработавшей подушкой безопасности крайне велика.
       Позаботьтесь о собственной безопасности — пристегните ремень.