Первичные навыки водителя

     По мнению психологов, характер человека формируется в первые годы жизни, которые во многом определяют его дальнейшую судьбу. Аналогично и на стиль вождения в наибольшей степени влияют первые занятия, в ходе которых формируются базовые навыки техники управления автомобилем. Если в этот период действия по управлению автомобилем выполняются неверно, то совершаемые ошибки в результате частого повторения закрепляются в устойчивые опасные привычки, избавиться от которых потом очень сложно. Поэтому уделим первым часам вождения должное внимание.

     Начнем с посадки водителя на рабочем месте. Правильная посадка позволяет хорошо видеть дорогу, легко и без напряжения пользоваться органами управления автомобилем.

     Правильное положение водителя за рулем определяется точками опоры на сиденье: спина, поясница, ноги:
— спина расположена почти вертикально и прилегает плотно к спинке сиденья;

— руки на рулевом колесе расположены так, что они слегка согнуты в локтях, а большие пальцы держат обод в обхват;
— при нормальном положении ног подколенные впадины находятся на расстоянии 3 — 5 см от переднего края подушки сиденья.
     Ноги немного выдвинуты вперед и не задевают за рулевое колесо при постановке ступней на педали:
— зеркала заднего вида отрегулированы так, что водитель, не поворачивая головы, видит пространство сзади и с левой стороны автомобиля.

ЧТОБЫ ЗАНЯТЬ ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЗА РУЛЕМ, НАДО:
— переместить сиденье вперед (назад) и нажать педаль сцепления до упора. При этом левая нога должна быть слегка согнута в коленном суставе;
— освободив фиксатор, отрегулировать наклон спинки сиденья так, чтобы она плотно контактировала с почти вертикально расположенной спиной водителя, для чего последнему не требовалось бы изменять положение корпуса.

 

 

 

 

ПРОВЕРИТЬ ПРАВИЛЬНОСТЬ ПОСАДКИ ЗА РУЛЕМ МОЖНО СЛЕДУЮЩИМИ СПОСОБАМИ:

— не наклоняя корпус и не отрывая его от спинки сиденья, переведите правой рукой рычаг переключения передач в положение, наиболее удаленное от водителя (3-я или 5-я передача). При этом левая рука должна свободно лежать на верхней части рулевого колеса;
— установите подголовник так, чтобы его верхняя часть оказалась на уровне верхней части уха водителя;
 
 
 
 
— ремни безопасности отрегулируйте так, чтобы ладонь правой руки туго проходила под ремень на уровне вашей груди. Ремни безопасности инерционного типа не требуют регулировки;
— наружные зеркала заднего вида должны быть отрегулированы так, чтобы в их нижних внутренних углах были видны части бортов автомобиля.

 

ПРАВИЛА ДЕЙСТВИЯ ПЕДАЛЯМИ

Стопа ноги водителя может быть условно разделена на три части:
I — передняя, гибкая и чувствительная, но не сильная часть стопы. Ею нажимают педаль «газа», но обязательно при этом опираясь на каблук (пятку), чтобы нога меньше уставала;
II — средняя, сильная и гибкая часть стопы. Ею нажимают педали сцепления и тормоза,
требующие значительного усилия для их нажатия;
III — пятка, наиболее сильная, но не чувствительная часть стопы. Она обычно служит опорой для ноги — нажимать педали ею неудобно. 

Левой ногой нажимают педаль сцепления, правой — педали «газа» и тормоза.

 

Правая ступня располагается почти напротив педали тормоза с опорой на каблук и поворачивается вправо до контакта с педалью «газа». При торможении стопа почти без смещения за счет поворота мыска нажимает педаль тормоза. Левая ступня обычно располагается чуть левее педали сцепления или на полу перед ней. Не стоит постоянно держать левую ногу на педали сцепления, это приводит к износу ведомого диска сцепления.

РАБОТА С ОРГАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ

— Перед пуском двигателя необходимо выключить сцепление (нажать педаль до упора) и лишь после этого включить стартер; 
— педаль сцепления следует нажимать средней частью левой стопы быстро и до упора, а отпускать плавно, содержанием в конце ее рабочего хода. После переключения передачи перенести левую ногу с педали сцепления на пол;
— педаль «газа» следует нажимать плавно и так же плавно отпускать ее;
— педаль тормоза следует нажимать средней частью правой стопы плавно и не до конца ее хода. К ударному, резкому нажатию педали можно прибегать лишь при возникновении опасных дорожных ситуаций;
— при переключении передач необходимо сохранять правильное положение правой кисти на рычаге, держа ее в обхват рукоятки. Включать любую из передач следует не меняя положение корпуса;  
— стояночный тормоз нужно включать правой рукой, держа большой палец на кнопке фиксатора, а другие пальцы — на рукоятке рычага. Для включения стояночного тормоза следует, не нажимая кнопку фиксатора, потянуть рычаг вверх до упора (при этом слышны несколько щелчков фиксатора).

     Для выключения стояночного тормоза нужно слегка потянуть рычаг дополнительно вверх, нажать кнопку фиксатора и опустить рычаг до упора; 
— указатель поворота следует включать пальцами левой руки, стараясь не снимать большого пальца с обода рулевого колеса;
— при выключении указателя поворота необходимо избегать включения указателя противоположного поворота;
— руки на рулевом колесе нужно держать в слегка согнутом в локтях положении, обхватив обод четырьмя пальцами снизу и большим пальцем сверху (зона расположения хвата для нижней части кисти левой руки должна соответствовать цифре 9 циферблата часов, а для нижней части кисти правой руки — цифре 3). Такое положение рук оптимальное, оно обеспечивает надежное удержание рулевого колеса, точность и быстроту его поворота;  
— нажимать педали сцепления и «газа» следует, не глядя на них, чтобы не прерывать наблюдения за дорожной обстановкой.

 

 

 

ПОДГОТОВКА К ДВИЖЕНИЮ И ТРОГАНЬЕ С МЕСТА

     В самом начале обучения вождению кандидат в водители обычно знакомится с автомобилем автошколы, условно говоря, готовым к эксплуатации. Будущему водителю не обязательно следить за техническим состоянием автомобиля — за него это сделают штатные механики и инструктор. Совсем иначе приходится действовать при покупке и начале эксплуатации автомобиля собственного. Поневоле приходится осваивать «матчасть»: регулярно проверять уровни масла и охлаждающей жидкости, следить за давлением воздуха в шинах, зарядкой аккумуляторной батареи и др. Нередко начинающий водитель, особенно владелец подержанного автомобиля, вынужден с первых шагов за рулем постигать тайны ремонта, премудрости пуска и вождения автомобиля, не совсем, скажем так, исправного.

     Казалось бы, неплохо посвятить начинающего хотя бы в азы устройства автомобиля — но слишком уж много придется рассказывать, ведь мир автомобилей, пусть не в такой степени, как мир людей, но все же весьма разнообразен. Не говоря уже о том, что чуть ли не каждый автомобиль имеет свой, особенный, «характер», а порой и настоящий «норов». По-хорошему, такого быть не должно, но, видимо, так устроен мир.

     Итак, займем место за рулем некоего усредненного и полностью исправного автомобиля с механической коробкой передач. Подготовимся к поездке.

 

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ВОДИТЕЛЯ ПРИ ТРОГАНЬИ С МЕСТА

— Проверьте, включен ли стояночный тормоз и находится ли рычаг переключения передач в нейтральном положении;
— пустите и прогрейте двигатель;
— убедитесь в отсутствии помех для движения, посмотрев вперед и через зеркала заднего вида — вправо, влево и назад;
— включите указатель левого поворота;

— нажмите до упора педаль сцепления (выключите сцепление) и включите первую передачу. Если у вас возникли затруднения при включении передачи, верните рычаг в нейтральное положение, отпустите педаль сцепления и нажмите ее еще раз, после чего снова попытайтесь включить первую передачу;

ВНИМАНИЕ! Педаль сцепления при переключении передач всегда следует нажимать до упора.

— выключите стояночный тормоз и перенесите правую руку на рулевое колесо;
— еще раз убедитесь в отсутствии помех для движения и начинайте постепенно отпускать педаль сцепления, выбирая ее свободный ход. Помните, что ваш взгляд должен быть направлен на дорогу, а не на органы управления автомобилем, которые вы должны научиться чувствовать с помощью только мышечных ощущений. Плавно отпуская педаль сцепления, прислушивайтесь к тому, как работает двигатель. Если частота вращения коленчатого вала двигателя начинает падать, значит, вы достигли момента «схватывания» сцепления. Постарайтесь как можно точнее запомнить положение педали сцепления в момент «схватывания». В этот момент надо слегка задержать ногу на педали сцепления и увеличить подачу топлива, плавно нажимая педаль «газа». Автомобиль тронется с места. Продолжая увеличивать подачу топлива (нажимать педаль «газа»), плавно отпускайте педаль сцепления.

ВНИМАНИЕ! Увеличивать подачу топлива необходимо в момент «схватывания» сцепления.

     Процесс троганья с места не столь прост, как кажется на первый взгляд. Напротив, это одна из наиболее трудных задач для новичка. Если вы справились с ней, считайте, что вы уже «поехали»: остальное будет даваться много проще. Но так бывает крайне редко. Представьте, что неподготовленному человеку приходится на несколько секунд скоординировать действия обеих рук и ног, причем каждая из конечностей должна выполнить операцию, отличную от тех, что выполняют три других! Итак, левая нога движется «на себя», постепенно отпуская педаль сцепления. Правая движется ей «навстречу», нажимая педаль «газа». Правая рука, проконтролировав включение первой передачи, движется к рулевому колесу, в то время как левая рука это самое колесо удерживает, одновременно «следя» за подрулевым переключателем указателя поворота, который необходимо не только вовремя включить, но и не забыть выключить. По сути, несколько мгновений водитель работает как человек-оркестр!

    Итак, основные ошибки новичка при троганьи с места таковы. Автомобиль дергается и останавливается, упорно не желая двинуться вперед? Значит, вы недостаточно сильно нажимаете педаль «газа» или слишком рано отпускаете педаль сцепления. Автомобиль срывается с места, как ошпаренный? Вы слишком сильно нажимаете педаль газа. При слишком позднем отпускании педали сцепления автомобиль трогается с места, но разгоняется медленно, неохотно, а через несколько минут езды в таком режиме в салоне появляется неприятный запах, означающий, что накладки ведомого диска сцепления приказали долго жить. Но эта ошибка все же наименьшая: старт с места с пробуксовкой сцепления получается наиболее плавным и наиболее часто удается новичку. Главное — приучиться отпускать педаль сцепления, когда автомобиль тронулся с места.

     На автомобилях с автоматической коробкой передач троганье с места проще: водителю достаточно лишь перевести селектор в положение D или любое другое, означающее «движение», и начать плавно нажимать педаль «газа». Не забудьте при этом выключить стояночный тормоз и включить указатель поворота, который предупредит других водителей о том, что вы начинаете (или намерены начать) движение.

     После того как вы все же тронулись с места и совершили первую, пусть короткую, поездку, автомобиль необходимо остановить. Для этого:
— включите указатель правого поворота;
— отпустите педаль «газа» и перенесите правую ногу на педаль тормоза. Плавно нажимая педаль тормоза, снизьте скорость движения автомобиля, но не останавливайте его;
— левой ногой нажмите до упора педаль сцепления и переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение;
— продолжайте плавно нажимать педаль тормоза, пока автомобиль не остановится;
— отпустите педаль сцепления и включите стояночный тормоз;
— выключите указатель поворота;
— выключите двигатель.

     На автомобиле с автоматической коробкой передач достаточно плавно отпустить педаль «газа», перенести правую ногу на педаль тормоза и, плавно нажимая ее, остановить автомобиль, а затем перевести селектор в положение N или Р и выключить двигатель. Включение стояночного тормоза также никто не отменял.

     Приучите себя перед остановкой автомобиля непременно смотреть в зеркала заднего вида. Это поможет вам избежать попутного столкновения. Ведь пока вы только учитесь, вы думаете, прежде всего, о себе, своих действиях за рулем и своем автомобиле. А на дороге нельзя не думать о других участниках движения. Для них ваши действия могут оказаться непредвиденными, тем более что поначалу они неуклюжи и противоречивы. Новички нередко забывают вовремя включать указатели поворота, резко тормозят и останавливаются, перед маневрами надолго задумываются или, наоборот, перестраиваются и поворачивают внезапно и «грубо», причем лишь потому, что начинающий водитель попросту забыл посмотреть в зеркало. Все это может привести к неприятным последствиям, в том числе к дорожно-транспортному происшествию. При этом никто и не подумает списать случившееся на неопытность новичка: выехав на дорогу, он становится таким же полноправным участником движения, как любой другой водитель. Соответственно, и спрос с него такой же.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ВОДИТЕЛЯ ПРИ ПЕРЕКЛЮЧЕНИИ ПЕРЕДАЧ

— Тронувшись с места, увеличьте подачу топлива и наберите скорость приблизительно 20 км/ч. Нажимайте педаль «газа» плавно. Резкое нажатие приводит к пробуксовке (проскальзыванию) колес даже на сухой дороге и повышенному износу шин. Держите правую ногу на педали «газа» так, чтобы нога упиралась в пол каблуком, а ее мысок был слегка сдвинут вправо;

ВНИМАНИЕ! Когда вы нажимаете педаль сцепления, педаль «газа» должна быть отпущена.

— снимите правую ногу с педали «газа» и одновременно быстро нажмите до упора педаль сцепления;
 
— переведите рычаг переключения передач из положения первой передачи в положение второй, задержав рычаг примерно на 1 с в нейтральном положении. Это необходимо для того, чтобы обеспечить выравнивание частоты вращения шестерен в коробке передач;
— плавно, но быстро отпустите педаль сцепления и одновременно увеличьте подачу топлива, нажимая педаль «газа». Автомобиль продолжит движение на второй передаче, и у вас появится возможность набрать более высокую скорость;
— переход на последующие передачи осуществляется с той же последовательностью действий. При этом, чем выше включаемая передача, тем быстрее можно отпускать педаль сцепления.

     Переключение передач необходимо для ведения автомобиля в данных конкретных условиях движения с наименьшими «затратами» для двигателя. Чем выше передача, тем более высокую скорость сможете вы набрать на вашем автомобиле (см. таблицу). Напротив, чем ниже передача, тем больше «сил» двигатель развивает при низкой скорости. Так, первая передача предназначена для троганья с места, движения по двору или проселочной дороге, преодоления крутого подъема. Также на первой передаче водители обычно «ползут» в дорожных пробках. Вторая и третья передачи используются при сравнительно медленном движении по городским улицам и переулкам, на более пологих подъемах, кроме того, на эти передачи переходят (переключаются) при маневрах, которые невозможны на высокой скорости: повороты, развороты, въезды на прилегающие территории и др. Четвертая передача предназначена для движения с достаточно высокой скоростью по свободным улицам, проспектам, загородным дорогам с незначительными подъемами. Если есть пятая передача (раньше она называлась «овердрайвом»), ее рекомендуется включать только на загородных скоростных трассах: она не обеспечит вашему автомобилю более высокой скорости, чем четвертая передача, но позволит ехать быстро в более экономичном режиме, расходуя меньше топлива.

     Переход на повышенные передачи необходимо выполнять последовательно, «пропустить» одну из низших передач невозможно. Только набрав на автомобиле определенную скорость, водитель может переключиться на более высокую передачу. Если скорость недостаточна, двигатель «ответит» на включение повышенной передачи рывками, снижением мощности, а иногда и остановкой. Поэтому при переключении передач водителю, пока он еще не научился определять нагрузку на двигатель по звуку его работы, следует ориентироваться по спидометру и переключать передачи примерно на тех скоростях, которые показаны в нашей таблице.

Переключение передач С 1-й
на 2-ю
Со 2-й
на 3-ю
С 3-й
на 4-ю
С 4-й
на 5-ю
Скорость, км/ч 20 — 25 35 — 40 50 — 60 80 — 100

      Еще лучше, если в комбинации приборов автомобиля присутствует тахометр, Оптимальный диапазон частот вращения коленчатого вала двигателя при смене передач — 2 500-3 500 мин ‘. Для более интенсивного разгона можно «раскручивать» двигатель и дальше — до 4 000 — 5 000 мин ‘, однако «укладывать» стрелку прибора в красную зону шкалы не рекомендуется. Троганье с места, напротив, происходит при низких частотах вращения коленчатого вала: 1 500-1 700 мин  -1.    

     Минимальная же частота, на которой двигатель еще «работоспособен», составляет около 750 — 800 мин ‘. В таком режиме двигатель может работать только на холостом ходу.

     Автоматическая коробка «освобождает» водителя от необходимости выбора передач: она выбирает их самостоятельно, при этом переключение на более высокие передачи происходит по мере нажатия водителем педали «газа» и достижения двигателем некоей определенной частоты вращения коленчатого вала, зависящей от настроек «автомата». С одной стороны, это упрощает процесс управления автомобилем, с другой — лишает водителя права самостоятельно «распоряжаться» передачами в зависимости от условий движения. Впрочем, современные «автоматы» позволяют водителю в случае необходимости перейти на «спортивный» (для интенсивного разгона) или «зимний» (для езды в трудных условиях) режим, а также «разрешить» коробке переключение только до 3-й, 2-й или 1-й передачи. Наиболее совершенные автоматические коробки имеют режим ручного переключения передач.

     При движении на подъем или в других ситуациях, когда на автомобиль действуют дополнительные силы сопротивления, для переключения передач надо выбирать верхний предел указанного диапазона скоростей. На спусках, наоборот, выбирайте нижний предел.

     Переключать передачи надо уверенным движением, но без усилий, нажимая педаль сцепления до упора. Помните, что при движении не рекомендуется держать ногу на педали сцепления, а также продолжительное время держать сцепление выключенным, т. е. нажимать педаль сцепления (например, при ожидании возможности выехать на перекресток). Это приводит к повышенному износу деталей механизма сцепления.

     Если при движении на повышенных передачах вам приходится снижать скорость, например, в связи с изменением условий движения, то мощности двигателя будет не хватать, автомобиль начнет двигаться рывками, а ero скорость будет быстро падать. В этом случае надо переходить на пониженную передачу. Каждая передача имеет свой нижний предел скорости, при достижении которого надо переходить с этой передачи на более низкую. Приблизительные значения минимальных скоростей для различных передач приведены в следующей таблице:

Передача 2-я 3-я 4-я 5-я
Скорость, км/ч 10 — 15 30 — 35 45 — 50 80 — 90

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ВОДИТЕЛЯ ПРИ НИСХОДЯЩЕМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИИ ПЕРЕДАЧ

— Отпустите педаль «газа». При необходимости можно использовать педаль тормоза для снижения скорости автомобиля до верхнего предела диапазона минимальных скоростей, соответствующего включаемой передаче;
— нажмите педаль сцепления до упора;
— быстро переведите рычаг переключения передач в положение, соответствующее включаемой передаче, без задержки в нейтральном положении. Плавно отпускайте педаль сцепления и увеличивайте подачу топлива нажатием педали «газа».
     При понижении передач не обязательно строго «перебирать» их одну за другой. Можно после движения на четвертой или пятой передаче, достаточно снизив скорость, перейти на вторую или третью передачу. В этих случаях рекомендуется использовать перегазовку. Выполняется она так:
— отпустите педаль «газа»;
— нажмите до упора педаль сцепления;
— переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение, отпустите педаль сцепления;
— кратковременно нажмите педаль «газа» и быстро отпустите ее. Чем больше перепад скоростей, тем сильнее должно быть нажатие педали «газа»;
— быстро нажмите педаль сцепления и включите нужную передачу;

— отпустите педаль сцепления. Автомобиль продолжит движение на выбранной вами передаче, а перегазовка позволит включить ее легче.

ВНИМАНИЕ! Чем ниже включаемая передача, тем плавнее надо отпускать педаль сцепления. Резкое включение сцепления может вызвать занос автомобиля при движении на скользком покрытии.

 
  ОСТАНОВКА

     Никогда не останавливайтесь резко как при движении в транспортном потоке, так и при подъезде к месту стоянки. Прежде чем остановиться или просто начать замедление, всегда посмотрите в зеркало заднего вида, не движется ли за вами транспортное средство. Перед остановкой предупредите следующих за вами водителей заранее, включив указатель поворота и несколько раз слегка нажав педаль тормоза. При этом у вашего автомобиля сзади несколько раз загорятся и погаснут сигналы торможения, которые предупредят других водителей о том, что вы хотите остановиться. Остановить автомобиль можно около тротуара или на обочине дороги, но так, чтобы не создавать помех для других участников движения.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ВОДИТЕЛЯ ПРИ ОСТАНОВКЕ

— Посмотрите в зеркало заднего вида;
— включите указатель правого поворота;
— перенесите правую ногу с педали «газа» на педаль тормоза и плавно нажмите ее;
— направьте автомобиль к краю проезжей части;
— когда скорость автомобиля снизится до 15 — 20 км/ч, нажмите педаль сцепления и переведите рычаг переключения передач в нейтральное положение;
— отпустите педаль сцепления;
— с помощью педали тормоза остановите автомобиль;
— выключите указатель правого поворота.