Опасные ситуации и ошибки водителей

      За рулем лучше не совершать ошибок — это известно всем. Однако идеально управлять автомобилем способны очень немногие. По данным исследований, водитель за 15 мин движения в городе совершает в среднем от 5 до 10 ошибок. Конечно, их опасность различна, но каждая из этих погрешностей в определенной степени повышает вероятность совершения дорожно-транспортного происшествия, а также общую напряженность труда водителя.
       Большинство из совершаемых водителем ошибок остается им незамеченными, так как они благодаря компенсирующим действиям других водителей или удачному стечению обстоятельств не сразу выливаются в опасные ситуации или происшествия. В результате большого числа повторений ошибки закрепляются в устойчивый стиль поведения водителя и, в конечном счете, становятся причиной ДТП. Поэтому знать свои промахи в вождении, понимать их причины и предупредить их очень важно для каждого водителя.

      Ошибки водителей довольно многочисленны и разнообразны. Мы остановимся на самых распространенных. Для этого проанализируем типичные ситуации, в которых эти ошибки стали главной причиной ДТП.

ОШИБКИ НАБЛЮДЕНИЯ

Ситуация 1. Водитель красного автомобиля подъезжает по второстепенной дороге к пересечению с главной, при этом он собирается повернуть направо. Впереди него движется автомобиль, водитель которого подал сигнал правого поворота и останавливается, пропуская транспорт, движущийся по главной дороге. Когда там появился интервал, этот водитель начинает поворот. Водитель красного автомобиля трогается сразу же за ним и при этом наблюдает только за транспортом, движущимся по главной дороге. Выезжая на нее, он совершает наезд на внезапно остановившийся автомобиль.
     Ошибка водителя красного автомобиля заключается в том, что он перестал наблюдать за впередиидущим автомобилем и не заметил, как тот внезапно остановился. Оценивая, хватит ли ему времени для совершения маневра, он забыл о находящемся впереди автомобиле, предполагая, что тот уже завершил маневр.
      Причины внезапной остановки впереди идущего автомобиля могут быть вызваны следующими обстоятельствами: остановился двигатель; водитель автомобиля решил дождаться более безопасных условий для поворота; возникли помехи движению.
     Вероятность ошибки повышается при высокой интенсивности транспортного потока на главной дороге, большой очереди автомобилей, ожидающих возможности выезда на главную дорогу, плохом освещении. Столкновение автомобилей еще более вероятно на скользкой дороге.
 Ситуация 2. Водитель красного автомобиля, опережая начавший движение от остановки автобус, неожиданно увидел пешехода, перебегающего дорогу в непосредственной близости от него. Чтобы избежать наезда на пешехода, а также лобового столкновения со встречным автомобилем, водитель красного автомобиля стал тормозить и поворачивать вправо, при этом столкнулся с автобусом, о котором совершенно забыл.
     Ошибка водителя заключалась в том, что он вовремя не заметил пешехода, начавшего переходить дорогу, и не снизил скорость движения в такой ситуации. Причиной позднего обнаружения пешехода является то, что он не контролировал всю обстановку впереди автомобиля, включая придорожную зону, на которой находилась группа людей, ожидающих возможности перебежать дорогу, чтобы сесть в подъезжающий к остановке автобус. Водитель концентрировал внимание только на транспортных средствах, находящихся на проезжей части.
      Вероятность возникновения ошибки повышается при наличии «точек притяжения» для пешеходов на противоположной стороне автобусной остановки, например, магазинов, кинотеатров и т. п.
 Ситуация 3. Водитель синего автомобиля, двигаясь со скоростью 90 км/ч по пригородной дороге, начинает обгон транспортного средства. Водитель встречного крупногабаритного средства повернул вправо к обочине и снизил скорость, чтобы облегчить выполнение маневра. Водитель красного автомобиля, не видя синий автомобиль, начинает обгон грузовика. В результате синий и красный автомобили сталкиваются.
      Ошибка водителей автомобилей связана с поздним обнаружением друг друга. Наблюдение за обстановкой в непосредственной близости от своего автомобиля — характерная ошибка начинающих водителей. Отсутствие контроля обстановки на достаточно большом расстоянии впереди приводит к позднему обнаружению опасностей, которых можно было избежать.
 
Ситуация 4. Водитель легкового автомобиля начал разворот недалеко от стоящего на остановке автобуса. Посмотрев в зеркало заднего вида, он не заметил другой легковой автомобиль, приближающийся сзади в попутном направлении, так как стоящий сзади автобус уменьшал обзор дороги. При развороте водитель сконцентрировал свое внимание на встречном движении, наблюдая за грузовым автомобилем. Выехавший изза автобуса автомобиль столкнулся с разворачивающимся автомобилем.
     Ошибка водителя в данном случае связана с отсутствием повторного наблюдения за местом возможного появления опасности. Причиной этого явилась недооценка вероятности появления опасности, а также полное отвлечение внимания на другие объекты дорожной обстановки. Вероятность возникновения ошибки повышается при малом расстоянии поворачивающего автомобиля до стоящего автобуса, а также при большой интенсивности движения по встречной полосе, малой ширине проезжей части, большой длине разворачивающегося транспортного средства. Чтобы вовремя заметить опасность, надо полностью осматривать всю видимую обстановку на дороге и около нее, непрерывно переключая внимание с одного места на другое.
 Ситуация 5. Водитель легкового автомобиля хочет сменить полосу движения для левого поворота. Посмотрев в зеркало заднего вида и одновременно подав сигнал левого поворота, он начинает выезжать на соседнюю левую полосу движения, где и происходит столкновение с движущимся по этой же полосе в попутном направлении автомобилем.
     Ошибка водителя связана с тем, что он не учел обстановку в не просматриваемой через зеркало заднего вида зоне слева от его автомобиля.
     Вероятность возникновения такой ошибки повышается в следующих случаях: при неправильной регулировке зеркала заднего вида; уверенности в том, что при подаче сигнала левого поворота водитель движущегося сзади транспортного средства уступит дорогу; при дефиците времени и пространства, оставшихся при перестроении на левую полосу; плохом знании маршрута движения; большой плотности движения; загрязнении стекол автомобиля.
Ситуация 6. Водитель автобуса, подъехав к остановке общественного транспорта, приступил к посадке пассажиров. Автобус уже был почти заполнен пассажирами, поэтому при закрывании дверей возникли сложности: часть пассажиров не смогла сесть в автобус. Водитель подал сигнал левого поворота и тронулся с места, продолжая при этом следить за дверьми. При отъезде автобуса произошло столкновение с автомобилем, движущимся по соседней левой полосе движения.
 Ситуация 7. Водитель грузового автомобиля подъезжает к регулируемому перекрестку с намерением повернуть направо. Подав сигнал правого поворота, он останавливается в ожидании зеленого сигнала светофора. С правой стороны он оставляет небольшое пространство для того, чтобы не наехать на тротуар при повороте. Тронувшись с места на разрешающий сигнал светофора, автомобиль сталкивается с мотоциклом, также начавшим движение.
      Ошибка водителя грузового автомобиля связана с отсутствием контроля за обстановкой справа от него. Мотоциклист, стоящий справа, попадает в зону, недоступную для обзора водителя большегрузного автомобиля, поэтому ему необходимо было это учитывать.

     Вероятность возникновения ошибки повышается при совершении поворота без предварительной остановки на перекрестке, при наличии большого свободного пространства между грузовым автомобилем и правым краем дороги.

ОШИБКИ ОБЩЕНИЯ

Ситуация 8. Водитель стоящего у правого края дороги легкового автомобиля начинает движение после стоянки. Выезжая без предварительной подачи предупреждающего сигнала, водитель резко поворачивает руль влево, чтобы объехать стоящий впереди грузовой автомобиль. При этом он забывает проконтролировать обстановку сзади и слева. В результате происходит столкновение с другим автомобилем, водитель которого заметил маневр легкового автомобиля только тогда, когда тот почти выехал на полосу его движения.
     Ошибка водителя заключается здесь в том, что он начал движение, не проконтролировав обстановку слева и сзади, и не включил левый указатель поворота. Способствующими происшествию ошибками являются также неожиданный для других участников движения быстрый выезд на соседнюю левую полосу из-за резкого поворота рулевого колеса и большого ускорения при начале движения.
     Вероятность возникновения ошибок увеличивается из-за спешки или сильного утомления, при наличии объектов или событий, отвлекающих внимание водителя. Например, водителю могут помешать стоящие впереди транспортные средства, малое пространство для маневра, стоящий сзади крупногабаритный автопоезд или автобус.
Ситуация 9. Водитель грузового автомобиля намеревается совершить поворот в узкий проезд, примыкающий к дороге слева. Так как ширина дороги невелика, он решает начать поворот из крайнего правого положения, включает указатель правого поворота и, приняв вправо, останавливается против проезда. Бросив беглый взгляд в зеркало бокового вида и не увидев легковой автомобиль, находящийся сзади в непросматриваемой зоне, водитель грузовика начинает поворот, забыв выключить указатель правого поворота. Водитель легкового автомобиля, полагая, что грузовик остановился, начинает объезжать его. Происходит столкновение.
      Водитель грузового автомобиля совершил следующие ошибки: забыл выключить указатель правого поворота, чем ввел в заблуждение водителя легкового автомобиля; недостаточно хорошо контролировал обстановку сзади.
     Вероятность совершения такой ошибки увеличивается при плохом знании маршрута, неправильной регулировке зеркал бокового вида, плохой видимости, повышенной сложности выполнения поворота из-за недостаточного пространства и больших габаритов транспортного средства. Вероятность возникновения ДТП в результате ошибки повышается при резком начале маневра после остановки, наличии встречного движения.
 
Ситуация 10. Водитель грузового автомобиля, намереваясь занять крайнюю левую полосу движения, посмотрел в зеркало бокового вида, подал сигнал левого поворота и сразу же начал смену полосы движения, где столкнулся с легковым автомобилем, движущимся сзади по этой полосе.
       Водитель грузовика совершил следующие ошибки: недооценил скорость движения легкового автомобиля и расстояние до него; поздно подал сигнал, предупреждающий о намерении совершить маневр, что не позволило водителю легкового автомобиля вовремя среагировать и правильно действовать. Сопутствующей ошибкой водителя грузового автомобиля может быть также слишком резкое изменение направления движения.

     Вероятность совершения ошибки увеличивается при высокой плотности движения, низких динамических характеристиках автомобиля, больших скоростях движения, при плохой видимости и в темное время суток. Вероятность возникновения происшествия в результате ошибки повышается при большом различии в тормозных характеристиках автомобилей, больших габаритах грузового автомобиля, скользком дорожном покрытии.

ВЫБОР СКОРОСТИ

Ситуация 11. Двигаясь со скоростью 50 км/ч, водитель легкового автомобиля, не снижая скорости, начинает объезжать стоящий на остановке автобус. Неожиданно перед ним появляется пешеход, вышедший из-за автобуса. Водитель автомобиля, пытаясь избежать наезда, выезжает на полосу встречного движения, где сталкивается со встречным транспортным средством.
     Ошибка водителя заключается в выборе слишком большой скорости при объезде автобуса. Выбранная скорость движения в такой ситуации не позволяет ему предотвратить наезд на пешехода, не выезжая на полосу встречного движения. Рекомендуемая скорость при объезде стоящего на остановке автобуса 15 — 20 км/ч. Кроме того, для предупреждения возможного конфликта может быть подан предупреждающий сигнал светом фар.
     Причины ошибок водителя обычно связаны с недооценкой вероятности выхода пешеходов из-за автобуса и скорости своего движения. Вероятность возникновения ошибки повышается из-за того, что водитель отвлекся от наблюдения за обстановкой, а также из-за интенсивности движения.
      Вероятность возникновения ДТП в результате ошибки увеличивается при большой массе и габаритах автомобиля, малом интервале до автобуса, плохой видимости обстановки впереди из-за неблагоприятных атмосферных условий или загрязнения ветрового стекла, узкой проезжей части, скользком дорожном покрытии, большой скорости движения пешехода.
Ситуация 12. Водитель легкового автомобиля, двигаясь со скоростью 60 км/ч, приближается к пешеходному переходу. Слева от пешеходного перехода стоят несколько человек. Во встречном направлении движется грузовой автомобиль. Водитель легкового автомобиля, не снижая скорости, подъезжает к пешеходному переходу. При этом видимость обстановки слева на переходе для него закрыта встречным транспортным средством, из-за которого неожиданно появляется пешеход, быстро переходящий дорогу по пешеходному переходу. Водитель легкового автомобиля не смог предотвратить наезд.
       Ошибка водителя заключается в выборе слишком большой скорости при проезде обозначенного пешеходного перехода при наличии транспортных средств, закрывающих обзор. Причина ошибки связана с недооценкой вероятности появления пешехода в момент проезда пешеходного перехода или несвоевременным обнаружением пешехода.
      Вероятность наезда на пешехода в результате ошибки повышается при малой ширине проезжей части, наличии крупногабаритного транспортного средства, закрывающего обзор обстановки. Тяжесть последствий ошибки увеличивается при скользком покрытии и малой ширине проезжей части.
Ситуация 13. Водитель грузового автомобиля, двигаясь по главной дороге, собирается повернуть на дорогу, примыкающую справа. Поворачивая со скоростью 30 км/ч, он выезжает на полосу встречного движения, где совершает наезд на подъезжающий к главной дороге легковой автомобиль. В данной ситуации возможен также наезд на пешехода, стоящего на середине дороги в ожидании проезда грузовика.
     Ошибка водителя грузового автомобиля заключается в неправильном выборе скорости движения, в результате чего произошло увеличение радиуса поворота автомобиля. Причина этого — недооценка последствий выполнения маневра с данной скоростью.
      Вероятность совершения ДТП в результате ошибки водителя увеличивается при наличии объектов, закрывающих обзор (здания, растения), малой ширине проезжей части примыкающей дороги, интенсивном пешеходном движении по примыкающей дороге.
Ситуация 14. Водитель легкового автомобиля приближается по свободной крайней правой полосе дороги к регулируемому перекрестку в момент переключения красного сигнала светофора на желтый. Несколько транспортных средств стоят у стоп-линии в ожидании зеленого сигнала светофора. Находящееся среди них крупногабаритное транспортное средство закрывает обзор обстановки на перекрестке.
       Водитель, не снижая скорости, выезжает на перекресток при смене желтого сигнала на зеленый и совершает столкновение с автобусом, завершающим проезд перекрестка в пересекающем направлении. Другим видом происшествия в такой ситуации может быть наезд на пешехода, заканчивающего переход дороги.
      Ошибка водителя заключается в выборе большой скорости при подъезде к перекрестку в условиях ограниченной видимости обстановки, что приводит к значительному опережению других транспортных средств, начинающих движение на разрешающий сигнал светофора.
     Причина ошибки связана с недооценкой вероятности появления других участников движения на перекрестке в момент смены желтого сигнала светофора на зеленый.

      Вероятность совершения ДТП в результате ошибки увеличивается при короткой фазе смены желтого сигнала на зеленый, при большой ширине перекрестка, при интенсивном движении на нем.

ТОРМОЖЕНИЕ

Ситуация 15. Водитель легкового автомобиля, движущегося по закруглению дороги, видит, что автобус впереди начал торможение и останавливается. Перед тем как его объехать, водитель легкового автомобиля решает снизить скорость, для чего резко нажимает педаль тормоза. В результате автомобиль заносит, он попадает на встречную полосу движения и на обочине опрокидывается. Данная ситуация грозит также столкновением со встречным транспортным средством, наездом на неподвижное препятствие или стоящее транспортное средство в результате заноса.
     Ошибка водителя автомобиля заключается в применении (для снижения скорости) экстренного торможения с полной блокировкой колес, что является наиболее pаспространенной причиной заноса автомобиля. ДТП могут способствовать выбор большой скорости, отвлечение внимания, малая дистанция следования, неправильно сформированный навык экстренного торможения.
       Вероятность возникновения ДТП в результате ошибки увеличивается при малом радиусе поворота, скользком покрытии дороги, изношенных шинах автомобиля, малой ширине дороги, интенсивном движении.
Ситуация 16. Грузовой автомобиль с прицепом движется по спуску узкой дороги. Навстречу с большой скоростью приближается легковой автомобиль. Водитель грузовика поворачивает вправо и резко тормозит с полной блокировкой колес. Прицеп заносит влево, и происходит его столкновение с легковым автомобилем.
     Ошибка водителя — торможение с полной блокировкой колес. Причиной, способствующей ДТП, может быть выбор слишком большой скорости движения.
      Другими видами ДТП в данной ситуации могут быть опрокидывание, попутное столкновение с находящимся впереди автомобилем.
      Вероятность совершения ДТП в результате ошибок увеличивается при скользком покрытии дороги, большой плотности движения, большой разнице в тормозных характеристиках транспортных средств, неумении водителя устранить занос автомобиля.
Ситуация 17. Грузовой автомобиль, двигаясь со скоростью 50 км/ч за лидирующим автомобилем, подъезжает к регулируемому перекрестку. Сигнал светофора меняется с зеленого на желтый. Водитель грузовика полагает, что легковой автомобиль не будет останавливаться перед перекрестком, а проедет его на желтый сигнал. Поэтому он не снижает скорость движения. Легковой автомобиль перед самым перекрестком резко тормозит, Водитель грузовика сильно нажимает педаль тормоза, полностью блокируя колеса автомобиля. В результате автомобиль заносит, и он выезжает на соседнюю левую полосу движения, где сталкивается с находящимся на ней транспортным средством.

      Водитель грузового автомобиля совершил следующие ошибки: не снизил скорость движения при приближении к перекрестку; выбрал малую дистанцию до впередиидущего автомобиля; применил экстренное торможение с полной блокировкой колес.

 ВЫБОР ДИСТАНЦИИ

Ситуация 18. Легковой автомобиль движется в плотном транспортном потоке за грузовиком и приближается к регулируемому перекрестку. На светофоре включен зеленый сигнал, поэтому водитель легкового автомобиля намеревается, не снижая скорости, проехать перекресток в прямом направлении. Дистанция до грузового автомобиля равна 6 м. Перед самым перекрестком водитель грузовика неожиданно подает сигнал правого поворота и тормозит. Происходит попутное столкновение.
      Ошибка водителя легкового автомобиля заключается в неправильном выборе дистанции. Он не учел возможность торможения лидирующего автомобиля. Вероятность совершения ошибки увеличивается при большой интенсивности движения.
       Вероятность возникновения ДТП в результате ошибки повышается при запаздывании или отсутствии предупредительного сигнала о повороте лидирующего транспортного средства. Здесь также имеет значение различие в тормозных характеристиках автомобилей, скользкое покрытие, большая скорость движения.
Ситуация 19. Легковой автомобиль движется со скоростью 50 км/ч за грузовиком. Водитель легкового транспортного средства принимает решение обогнать грузовой автомобиль. Начав обгон, он видит встречный автобус, который может помешать выполнению маневра. В ожидании проезда этого автобуса водитель легкового автомобиля резко сокращает дистанцию до грузовика, движется почти вплотную к нему. Грузовой автомобиль резко тормозит, так как впереди него на проезжей части дороги появляется пешеход, переходящий дорогу (могут быть и другие причины торможения: яма или неровность на проезжей части; неожиданный маневр встречного транспорта; стоящий, останавливающийся, выезжающий на дорогу со двора или с примыкающей дороги автомобиль). Происходит попутное столкновение легкового и грузового автомобилей, либо водитель легкового автомобиля, пытаясь избежать столкновения с грузовиком, выезжает на полосу встречного движения, и тут его автомобиль сталкивается с автобусом.
     Ошибка водителя легкового автомобиля заключается в неправильном выборе дистанции до лидирующего транспортного средства. Причиной этому может быть недооценка вероятности торможения лидирующего автомобиля, а также отвлечение внимания при выполнении обгона.

      Вероятность возникновения ошибки повышается при движении за крупногабаритным транспортным средством, ограничивающим обзор впереди. Вероятность возникновения ДТП при ошибке в выборе дистанции увеличивается на скользком покрытии дороги, малой ширине или сужении проезжей части, большой скорости движения, различиях в тормозных характеристиках транспортных средств, неправильном торможении.

 ВЫБОР ТРАЕКТОРИИ ДВИЖЕНИЯ

Ситуация 20. Водитель легкового автомобиля подъезжает к пересечению с главной дорогой, намереваясь совершить левый поворот. Видя подъезжающий слева грузовик и справа автобус, он решает поворачивать, не снижая скорости, чтобы успеть совершить маневр до того, как эти транспортные средства подъедут к перекрестку. В конечной фазе маневра водитель слышит резкий сигнал, который подает водитель автобуса, требуя освобождения пути для движения. Водитель легкового автомобиля круто поворачивает руль влево, чтобы освободить полосу движения, и при этом его транспортное средство выезжает на встречную полосу движения, где сталкивается с грузовиком.
      Водитель совершил следующие ошибки: во-первых, недооценил скорость автобуса и неправильно оценил расстояние до него, во-вторых, слишком резко повернул.
     Причины ошибок связаны с недостаточным развитием навыков определения скорости и расстояния до других транспортных средств, с плохой техникой руления.
      Вероятность возникновения ДТП при совершении ошибок увеличивается при больших скоростях движущихся транспортных средств и малой площади перекрестка.
Ситуация 21. Водитель грузового автомобиля, двигаясь по узкой двухголосной дороге, увидел, что легковой автомобиль, приближающийся со встречного направления, внезапно выехал на полосу встречного движения.
     Чтобы избежать лобового столкновения, водитель поворачивает налево. В это же время легковой автомобиль возвращается на свою полосу движения, где происходит столкновение. Выезд легкового автомобиля на полосу встречного движения был связан с объездом поврежденного участка дороги.
       Ошибка водителя грузового автомобиля заключается в том, что он во избежание столкновения выехал на полосу встречного движения. Причина ошибки — недооценка вероятности того, что легковой автомобиль вернется на свою полосу движения. Правильное решение в данной ситуации — снизить скорость и съехать вправо.
       Вероятность совершения ДТП в результате ошибки повышается при больших скоростях движения транспортных средств, а также если водитель не подает предупредительного сигнала.
Ситуация 22. Легковой автомобиль, двигаясь по левой полосе движения, нагоняет автобус. Подав сигнал светом фар, чтобы автобус освободил полосу, водитель легкового автомобиля решает, что быстрее будет объехать транспортное средство справа. Выехав на правую полосу движения, легковой автомобиль сталкивается с автобусом, так как автобус тоже начал перестраиваться вправо.
      Ошибка водителя заключается в выборе опасной траектории перестроения (справа). Причина ошибки — неверное предположение о том, что автобус не будет перестраиваться вправо. Вероятность совершения ошибки увеличивается, если водитель автобуса запоздал с подачей сигнала правого поворота. Вероятность возникновения ДТП при совершении ошибки повышается при резком выполнении обгона на большой скорости, скользком покрытии дороги, отсутствии обочины справа.