О мастерстве управления автомобилем

     Мастерство управления автомобилем можно рассматривать как комплекс умений, позволяющих искусно водить автомобиль. Безусловно, вождение автомобиля, как и любое другое дело, требует искусства.  

А искусство, в свою очередь, предполагает трудолюбие, творчество, критическое отношение к себе.

     Если сравнивать водителей по их отношению к собственному мастерству, то можно условно разделить их на две большие группы. Представители одной из них (позволим себе назвать таких водителей идеалистами) склонны принимать желаемое за действительное. Им хочется быть отличными водителями. Стремление вполне понятное: кому же этого не хочется? Но идут они к этой цели ложным путем. Вместо того чтобы действительно стремиться повысить свою квалификацию, они наделяют себя правами аттестационной комиссии и присваивают себе самый высокий класс. И отныне начинают относиться к себе как к заслуженному мастеру, т. е. поднимают на смех каждого, кто осмелится завести разговор о недостатках в их манере вождения. Разубедить таких людей очень трудно, так как во всех неприятностях, которые с ними случаются, они обычно обвиняют только других.

     Представителей другой группы водителей можно назвать реалистами за их критическое отношение к своим недостаткам. Они обладают не меньшим желанием стать отличными водителями, но понимают, что для этого надо постоянно совершенствоваться. Этим они и занимаются в меру своих знаний и возможностей.

     Каков же реальный уровень мастерства у этих столь различных по самооценкам групп водителей Об этом вполне определенно говорят результаты исследований, в которых представители каждой группы были проверены по ряду тестов, охватывающих наиболее важные навыки по управлению автомобилем. Водители-реалисты значительно превзошли идеалистов по результатам всех тестов. Кроме того, анализ ДТП и нарушений Правил дорожного движения за предшествующие годы показал, что их количество у реалистов значительно меньше. И это не случайность. Ведь вряд ли удастся найти человека, который добился успехов без постоянного совершенствования в том деле, которое он выбрал.

     Конечно, для того чтобы стать мастером своего дела, нужны еще и способности. Способности можно сравнить с фундаментом, на котором строится здание мастерства. Из чего же состоит фундамент мастерства водителя автомобиля?

      Вот основные психофизиологические способности, которыми должен обладать водитель:

  • хорошее физическое и психическое здоровье;
  • острое зрение и слух;
  • сообразительность и способность быстро принимать важные решения;
  • способность быстро сосредоточивать и распределять внимание;
  • эмоциональная уравновешенность;
  • способность к взаимодействию с большим количеством объектов и выделению из них главных;
  • ловкость, хорошая координация движений.

     Для оценки уровня развития названных выше способностей разработано много различных методов. Например, чтобы оценить эмоциональную уравновешенность водителя, ему дают следующее задание: при появлении на табло специального прибора светового сигнала он должен быстро погасить его нажатием на определенную кнопку. Если же световой сигнал сопровождается звуковым, то нажимать на кнопку не следует. При небольшой частоте подачи сигналов большинство испытуемых успешно справляется с заданием. Но картина резко меняется при увеличении частоты. Опыты показали, что неуравновешенные люди в этом случае начинают делать множество ошибок, а некоторые даже впадают в панику.

    В общем виде мастерство водителя можно представить как простейшую математическую формулу: знания и умения + навыки, привычки и отношение = мастерство.

     Опасные привычки водителей. Перечень опасных привычек водителей весьма велик. Это смена полосы движения без контроля обстановки сзади автомобиля и в зоне ограниченной видимости, начало маневрирования без подачи сигнала поворота, резкое торможение и другие неправильные действия водителя, которые при неблагоприятных условиях могут привести к дорожно-транспортному происшествию.

     Сплошь и рядом привычкой становится грубое поведение, и не только на дороге, но и в других местах, Чаще всего обладатель плохих привычек сам за собой их не замечает. Некоторые привычки могут укорениться настолько сильно, что избавиться от них очень трудно даже при большом желании. Как трудно бросить курить человеку, делавшему это регулярно в течение нескольких лет подряд, знают многие. Поэтому лучше не допускать формирования плохих привычек и стараться приобрести как можно больше хороших. Их число не менее велико.

    Самый высокий уровень водительского мастерства определяется способностью самому не совершать опасных поступков, но суметь не допустить опасного развития ошибок других участников дорожного движения. Приобрести и повысить свой уровень водительского мастерства вы сможете, если внимательно будете изучать наши уроки.